Москва начинает новую реформу общественного транспорта
Столичные маршрутки распухают в размерах
Столичные власти начинают новый этап реформы коммерческого общественного транспорта. Число маршруток большой вместимости увеличат с 25% до 65%, перевозчиков обяжут курсировать интервально, а не по расписанию, а маршрутную сеть пересмотрят. Структуры мэрии уже объявили в этой связи девять трехлетних тендеров почти на 9 млрд руб. В ходе реформы в 2016 году власти более чем вдвое сократили число частных маршрутов, обязав перевозчиков принимать городские проездные билеты. Эксперты говорят, что пассажирам нравятся часто курсирующие маленькие автобусы, опасаясь, что вместительный транспорт станет ходить реже, а одномоментный пересмотр сети приведет к массовым недовольствам.
О старте нового этапа реформы коммерческого общественного транспорта объявил столичный вице-мэр Максим Ликсутов. Доля вместительных низкопольных автобусов на маршрутах увеличится с нынешних 25% до 65%, «в них будет больше сидячих мест, климат-контроль, возможность бесконтактной оплаты, Wi-Fi и USB-розетки», сообщают в столичном департаменте транспорта. При этом перевозчиков обяжут соблюдать «тактовое расписание», то есть курсировать интервально, а не подавать транспорт в определенное время. «Вам не надо запоминать расписание или изучать его на остановке»,— отмечает господин Ликсутов, который также обещает, что перевозчиков обяжут чаще мыть и дезинфицировать технику в связи с пандемией. Наконец, будет пересмотрена маршрутная сеть коммерческого транспорта.
В столичном департаменте транспорта поясняют, что в ходе реформы они «постарались соединить дублирующие маршруты» с городским транспортом. В мэрии заверяют, что сеть пересматривается с учетом обращений жителей, предлагая им высказаться в специальном разделе на сайте департамента транспорта. В этом разделе есть карта районных и социальных автобусов с нанесенными старыми, новыми и альтернативными маршрутами. Изменения вступят в силу в мае 2021 года.
Новый этап реформы Максим Ликсутов связал со скорым истечением предыдущих пятилетних контрактов, заключенных с перевозчиками.
В ходе предыдущего этапа реформы коммерческого транспорта в 2016 году перевозчиков обязали выйти на 211 маршрутов на новых автобусах стандарта «Евро-5» (взамен используемых до этого маршруток). Большая часть действовавших на тот момент 509 частных маршрутов была отменена, а перевозчиков обязали возить граждан по единому тарифу и принимать городские проездные билеты и социальные карты. Некоторые эксперты предрекали, что реформа приведет к очередям на остановках (см. “Ъ “от 17 марта 2016 года). Максим Ликсутов описал происходившее до 2016 года преимущественно в черном цвете. По словам вице-мэра, городские улицы были переполнены «убитыми, старыми маршрутками», которые ездили «как и где попало», водители «собирали деньги в шапку», а автобусы курсировали «только в часы пик и по 20–30 минут собирали пассажиров у метро». «Пассажиры сразу увидели преимущества новой формы работы городских автобусов»,— счел чиновник.
Отметим, что структуры столичной мэрии уже объявили первые тендеры по мотивам нового этапа реформы. Так, на сайте госзакупок государственное казенное учреждение города Москвы «Организатор перевозок» (подведомственная столичному департаменту транспорта структура) уже разместило девять тендеров «на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам», на общую сумму почти 9 млрд руб.
Соответствующие госконтракты рассчитаны на три года.
По одному из таких тендеров со стартовой ценой 1,1 млрд руб. победителю готовы заплатить за организацию перевозок граждан на дистанцию 8,4 млн км — на дизельных 85-местных автобусах класса М2 и М3, выпущенных не позднее чем в 2016 году. В автобусе должны быть смонтированы автоматическая система пожаротушения, климат-контроль салона, бесконтактные валидаторы Mifare, а его кузов необходимо окрасить в цвет SCANIA 1529034 BLUE. Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников говорит, что оплата за километраж является стандартной при заключении транспортных госконтрактов, уточняя, что Москва в отличие от многих регионов целиком перешла на закупку по такой системе.
По словам господина Свешникова, после реформы 2016 года из 70 действовавших на тот момент перевозчиков в Москве сейчас осталось лишь 6 компаний. «На некоторых остановках в местах, где никогда раньше не было очередей, они появились. Значит, либо не так составлено расписание, либо неправильно подобран подвижной состав»,— рассуждает он.
Глава Союза пассажиров России Кирилл Янков оценивает итоги реформы маршруток 2016 года «в целом позитивно», отмечая, что московский транспорт стал «более цивилизованным».
«Много было жалоб, что исчезли отдельные удобные маршруты, но часть из них восстановили»,— говорит он. О переходе на автобусы большей вместимости господин Янков отзывается так: «Если они поедут с теми же интервалами, это хорошо. Нужно больше автобусов, особенно в условиях пандемии, чтобы люди не ездили как сельди в бочке. Но в ходе опросов мы выяснили, что пассажиры предпочитают маленькие автобусы раз в пять минут, чем большие каждые пятнадцать минут». В этой связи эксперт опасается, не вызовет ли переход на большие коммерческие автобусы «увеличения интервалов между ними». Господин Свешников также говорит, что в рамках такого перехода должен быть хорошо рассчитан интервал движения транспорта. Впрочем, в столичном департаменте транспорта обещают сделать так, «чтобы автобусы по каждому маршруту ходили чаще, а время ожидания сократилось».
Что касается пересмотра сети, то Кирилл Янков говорит, что этот процесс «идет давно», как и деление маршрутов на районные и социальные, однако разницы между ними эксперт не понимает до сих пор. «И те и другие ходят редко»,— сетует господин Янков, призывая власти обновлять всю маршрутную сеть не одномоментно, а «поступательно, эволюционно». В противном случае будет «много недовольных», предупреждает эксперт: «Есть сложившиеся связи. Люди знают, что тут ходит автобус, а если вдруг маршрут становится социальным и автобус начнет ходить раз в полчаса, недовольных будет много».