Владельцы нерастаможенных машин грозят протестами Милотто

Владельцы нерастаможенных машин грозят протестами

Владельцы нерастаможенных машин грозят протестами

Армянским номерам не дают ходу

Восемь с половиной тысяч человек подписались под обращением к президенту РФ с просьбой решить проблемы сотен тысяч владельцев автомобилей, купленных в Армении. Летом инспекторы ГИБДД начали штрафовать водителей и перемещать на штрафстоянку машины с госномерами республики, так как транспортные средства не растаможены в России. Автовладельцы жалуются, что их оставляют без средств передвижения во время пандемии, намекая на незаконность действий властей. В минувшие выходные в Ставропольском крае прошла первая акция протеста водителей.

«Триста тысяч россиян находится в страхе потерять свои автомобили, лишиться средства передвижения для своих семей,— говорится в петиции на change.org, под которой подписалось почти 8,5 тыс. человек.— Во время пандемии страх потерять автомобиль особо усиливается на фоне массовой безработицы, потери бизнеса и снижения дохода. Это способствует развитию протестных настроений у граждан с последующим ухудшением рейтинга правительства РФ». Авторы предупреждают, что «возможны митинги, демонстрации и дестабилизация мирной жизни в РФ». Обращение планируется направить президенту РФ, премьер-министру, главе ГИБДД, в другие органы власти.

Последние несколько лет среди россиян была популярной схема ввоза автомобиля в РФ через Армению: машину привозили в республику (к примеру, из США), платили пошлины (существенно более низкие, чем в РФ), получали местную временную регистрацию, ставили на учет в полиции, затем уезжали в Россию, где и пользовались транспортным средством.

Де-юре россиянин может ввезти машину из Армении и использовать ее только при условии уплаты российских таможенных пошлин, следует из договора об условиях вступления Республики Армения в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) 2014 года, но по факту правила до недавних пор практически не контролировались. Еще одна особенность иностранного госномера — сложность вынесения штрафных постановлений с камер, поэтому многие владельцы таких машин штрафов не платят. В Москве, по данным ЦОДД, машины с армянскими номерами входят в пятерку лидеров среди иностранцев-нарушителей.

Ситуация изменилась в 2020 году. Во-первых, Армения выравняла таможенные пошлины с 1 января 2020 года с остальными странами ЕАЭС — и экономическая выгода покупки иномарок в республике пропала. Также вступили в силу поправки к закону «О безопасности дорожного движения», согласно которым автомобиль для перемещения по дорогам в РФ должен состоять на учете в ГИБДД, за исключением временно ввезенных в РФ на срок менее года (ввоз из стран, не входящих в ЕАЭС) или автомобилей, участвующих в международном движении (то есть зарегистрированных на иностранного гражданина).

Почему большая часть нарушителей из других государств дорожных штрафов не получает

В связи с новым законом МВД направило в регионы разъяснения, и летом инспекторы начали усиленно проверять такой транспорт. Применяется ст. 12.1 КоАП (управление незарегистрированным автомобилем, штраф 500–800 руб., при повторном нарушении штраф 5 тыс. руб. или лишение прав) или ст. 12.3 КоАП (управление авто без необходимых документов, штраф 500 руб., машина увозится на штрафстоянку). Из разъяснений ГИБДД следует, что легализация задержанных автомобилей возможна только после уплаты российских пошлин и постановки авто на учет.

Авторы петиции утверждают, что перед ввозом машин в Россию граждане связывались с представителями Федеральной таможенной службы (ФТС). «В ответ от сотрудников поступали разъяснения, что гражданам России можно беспрепятственно передвигаться по Российской Федерации на транспортных средствах, находящихся на учете в Республике Армения»,— сказано в петиции.

Авторы говорят, что при вывозе авто из Армении ведомство должно было провести «таможенный контроль» автомобилей, но автомобили свободно проезжали в РФ, чем «провоцировалось нарушение таможенного законодательства гражданами».

В петиции приводятся примеры писем из ФТС.

В ФТС, отвечая на запрос “Ъ”, не смогли дать пояснений по поводу документов, на которые ссылаются авторы петиции. В службе “Ъ” подтвердили, что транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в Армении, при перемещении через границу ЕАЭС не подлежат таможенному декларированию, что закреплено ст. 260 Таможенного кодекса ЕАЭС. В соответствии с этим же документом процедура временного ввоза для таких машин не применяется. В ФТС подчеркнули, что автомобили, купленные в Армении и растаможенные по местным ставкам, на территории других государств—членов ЕАЭС являются «иностранным товаром».

В ответ на вопрос “Ъ” о корректности оценки 300 тыс. автомобилей с армянскими номерами в РФ в ФТС сказали, что этот вопрос «не находится в компетенции российских таможенных органов».

Теперь, чтобы продолжить пользоваться машиной, необходимо уплатить таможенную пошлину по российским ставкам (что в отдельных случаях составляет 200–300% цены самой машины), говорят авторы петиции. Другой вариант — продажа авто в Армении, но вторичный рынок там перегрет, не все готовы ехать специально для этого в республику.

В минувшие выходные на Ставрополье прошел межрегиональный сход автовладельцев, столкнувшихся с вышеописанными проблемами. Граждане попросили губернатора Владимира Владимирова выступить с федеральной «законодательной инициативой», чтобы решить проблему граждан, но реакция властей пока неизвестна. Некоторые автовладельцы пытаются защищаться в судах, но безуспешно: 6 октября суд в Нижнем Тагиле отказался удовлетворить иск автовладельца, который купил машину в Армении и столкнулся с проблемами со стороны ГИБДД.

В сентябре в Совете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) заявили о «решении проблемы», объявив о планах «расширить обмен сведениями между таможенными органами», ограничив ввоз на территорию РФ автомобилей для личного пользования из Армении. «Наличие таких сведений также оградит граждан от покупки автомобилей у недобросовестных предпринимателей,— заявили в ЕЭК.— Владельцы уже ввезенных транспортных средств смогут получить информацию о размере подлежащих доплате пошлин».

МВД подготовило план мер для ужесточения контроля за иностранцами на дорогах

Ставропольский юрист Давид Паразян настаивает, что по договору о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу от 29 мая 2014 года все легковые автомобили являются «товарами для личного пользования» и таможенному декларированию не подлежат. «В ст. 262 Таможенного кодекса ЕАЭС говорится о том, что товары, которые не подлежат декларированию с момента пересечения таможенной границы, считаются выпущенными в свободное обращение,— говорит юрист.— Получилось, что мы приобрели машины, привезли их на территорию России через все посты, таможенники после осмотра беспрепятственно пропустили нас на территорию РФ, а спустя несколько лет выяснилось, что наши автомобили считаются иностранными товарами».

«Люди пользовались, как говорится, схемой,— считает главный редактор журнала »За рулем» Максим Кадаков.— Было понятно, что рано или поздно халява закончится. Я не видел откровенно дешевых тачек с армянскими номерами, почти все они большие — кроссоверы, минивэны, купе и т. д. Я не хочу платить за других налоги и не хочу смотреть, как по обочине со свистом проносятся машины, потому что им по фигу. Среди моих знакомых тоже есть такие, хотя я предупреждал, что однажды калитка закроется».

Ситуация, когда к уже ввезенным в РФ на легальной основе автомобилям предъявляют «дополнительные требования», является «абсолютно недопустимой», считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

«Репрессии против таких авто прямо противоречат логике создания единого таможенного пространства,— говорит он.— Изначально было понятно, что будет растаможено много автомобилей, и в России это тоже отлично знали. Со временем такие машины уйдут из оборота. Единственное разумное решение — прекратить репрессии в отношении автовладельцев, которые купили авто на армянском учете. А для того чтобы они не имели преимуществ перед авто на российском учете — синхронизировать базы авто и водителей с Арменией и другими странами ЕАЭС». Объединение информационных систем ГИБДД с другими странами для вынесения постановлений в отношении нарушителей на иностранных авто, напомним, обсуждается с 2019 года: МВД подготовило по поручению правительства «дорожную карту» с набором мер, однако работа над ней затормозилась, о чем “Ъ” рассказывал ранее.

Иван Буранов; Александра Ларинцева, Пятигорск

Источник