Договор перевозки пассажира самолетом Милотто

Договор перевозки пассажира самолетом

Содержание

  • Договор воздушной перевозки

    Договор авиаперевозки груза

    Воздушные грузоперевозки относятся к наиболее динамично развивающейся сфере транспортировки грузов, хотя процент грузов, перевозимых авиатранспортом, в общем обороте грузоперевозок является минимальным.

    Однако в условиях территориальной труднодоступности грузополучателя, либо сезонности функционирования других путей сообщения (морских, речных, автомобильных) авиатранспорт становится незаменимым.

    Сторонами договора авиаперевозки груза являются грузоотправитель и авиатранспортная компания, выступающая в роли грузоперевозчика.

    Если законодательно для грузоотправителя не предусмотрено никаких ограничений по статусу, то воздушным грузоперевозчиком может быть только авиакомпания, обладающая государственной лицензией на осуществление грузоперевозок.

    Виды договоров на авиаперевозку груза

    В Российской Федерации существуют два вида соглашений, касающихся перевозки груза воздушным транспортом:

    1. договор внутренней перевозки;
    2. договор международной перевозки.

    Внутренние воздушные перевозки всецело регламентируются внутренним законодательством РФ и в частности Воздушным кодексом.

    При осуществлении международных перевозок как грузоотправителю, так и грузоперевозчику следует учитывать законодательство:

    1. страны грузополучателя;
    2. страны транзитной остановки;
    3. страны транзитного пролета.

    При любом типе авиаперевозки основным документом на груз будет авианакладная. В случае если груз перевозится за пределы РФ, то авианакладная должна быть исполнена на двух языках – русском и английском. При отсутствии транзитных перелетов, английский язык может быть заменен на официальный язык страны получателя.

    Обязательные условия

    К нотификациям, обязательным для договора авиаперевозки груза, относятся:

    1. цена груза, заявленная грузоотправителем;
    2. ответственность контрагентов;
    3. условия действия договора, а равно условия его изменения либо расторжения;
    4. взаимоответственность контрагентов и штрафные санкции на случай неисполнения или неполного исполнения договорных условий.

    Правила авиаперевозок пассажиров

    Лицензированные авиатранспортные компании в договорах воздушных перевозок именуются перевозчиками (эксплуатантами). В соответствии с договорными обязательствами они выделяют пассажиру указанное в билете место в самолете на конкретный рейс и доставляют его вместе с багажом в населенный пункт по месту назначения. Багаж выдается лично пассажиру или его доверенному лицу.

    Правилами установлены предельные габариты и вес груза, сдаваемого в багаж. Помимо оплаты билета, пассажир обязан оплатить сверхнормативную часть багажа. Независимо от того, летит пассажир регулярным или чартерным рейсом, основные принципы работы авиакомпаний будут одинаковыми. Так:

    1. Авиакомпания не может гарантировать безусловное исполнение времени отправления и прибытия в соответствии с расписанием полетов. Неблагоприятные погодные условия на маршруте полета, повреждения взлетно-посадочной полосы, катастрофы являются объективными обстоятельствами задержки или отмены рейсов. Авиадиспетчеры в этих случаях руководствуются в первую очередь нормами безопасности пассажиров во время полета.
    2. В компетенции авиаперевозчика находится его право на изменение маршрута полета. Он может также заменить воздушное судно при обнаружении технических неполадок и определить конечной точкой полета аэропорт, не предусмотренный расписанием. Основанием для вышеперечисленных действий является обеспечение безопасности полетов. Сохранению здоровья и жизни пассажиров на борту самолета отдаются безусловные приоритеты.

    При возникновении обстоятельств, нарушающих распорядок авиаперелетов, перевозчик обязан:

    • заранее известить авиапассажиров о задержках или отмене рейса;
    • обеспечить перелет пассажиров до места назначения другими рейсами своей авиакомпании или привлечь для этого партнеров;
    • организовать питание и жилье для пассажиров, остающихся в аэропорту продолжительное время;
    • вернуть стоимость авиабилета при нежелании пассажира лететь в более позднее время.

    Права контрагентов договора

    Авиатранспортная компания вправе расторгнуть контракт, если пассажир при покупке авиабилета предоставил неверно оформленные документы. Гражданин должен обратиться в госорганы, выдавшие эти документы, для их изменения и дополнения. Претензии к авиаперевозчику в этом случае неправомерны.

    Авиапассажир по своему желанию может остановиться в транзитном аэропорту, если самолет (другое авиатранспортное средство) делает в нем посадку. Продолжение полета возможно этим же рейсом в другое время или подобным по этому же маршруту. Однако остановка разрешена только в следующих случаях:

    1. законы страны, где пассажир хочет прервать полет, разрешают ему покинуть борт самолета;
    2. продолжительность остановки не превышает время действия билета;
    3. пассажир своевременно известил авиакомпанию о своем намерении;
    4. дополнительная стоимость по перегрузке багажа и разница в тарифах на различные рейсы оплачена;
    5. пассажирское и багажное места на другом рейсе забронированы;
    6. место на том же рейсе, но на альтернативную дату, подтверждено авиаперевозчиком.
    7. обострение (внезапный приступ) болезни пассажира или его близкого родственника, летящего этим же рейсом, не требует дополнительных извещений и оплат.

    Вышеизложенное относится к авиаперевозкам по нормальным тарифам. Применение специальных пониженных расценок ограничивает или полностью запрещает остановки в пути.

    Законодательные акты государства, куда прилетает пассажир, должны им неукоснительно соблюдаться. Прохождение паспортно-визового контроля обязательно, а его нарушение влечет за собой отказ компетентных органов во въезде в страну назначения. В этом случае пассажир оплачивает авиаперевозчику его доставку домой.

    Таможенные и санитарные правила страны назначения выполняются всеми пассажирами без исключений.

    В соответствии с федеральным законодательством в области авиаперевозок пассажирам предоставляются следующие льготы:

    • неоплачиваемый полностью или частично проезд для групп лиц с ограниченными возможностями и других льготных категорий граждан в соответствии с Федеральными авиационными правилами;
    • безвозмездный провоз не менее десяти килограммов багажа на человека;
    • бесплатный (или частично оплачиваемый для международных рейсов) перелет ребенка до двух лет;
    • пониженные расценки на перелет детей младше двенадцати лет с указанием в авиабилете персонального места;
    • свободное размещение в общих и специальных залах отдыха в аэропортах;
    • спальное место в отеле за счет авиакомпании, если по ее вине произошло значительное опоздание по времени вылета.

    Акты на авиаперевозки пассажиров

    Обязательства сторон подтверждают транспортные документы, которые клиент получает непосредственно от перевозчика, или от его уполномоченных агентов. Ниже перечислены наименования таких документов.

    1. Авиапассажирский билет. Свидетельствует о наличии договорных обязательств по авиаперевозке пассажира. К билету прилагается багажная квитанция.
    2. Квитанция на перевозку багажа. Подтверждает приемку багажа конкретного веса. В ней также указывается количество багажных мест.
    3. Квитанция оплачиваемого багажа. Выдается пассажиру в случае сверхнормативного веса багажа и при наличии в багаже вещей, провозка которых подлежит обязательной оплате. Сборы за декларируемую ценность багажа также включаются в эту квитанцию.
    4. Накладная на авиаперевозку груза. Документ свидетельствует о наличии договора между грузоотправителем и эксплуатантом на перевозку груза авиатранспортом в место назначения. Накладная может быть оформлена на доверенного представителя владельца груза.

    Правила расторжения договора

    Правила авиаперевозок предусматривают безусловное их исполнение пассажирами. Авиакомпания может отказаться от перевозки пассажира в следующих случаях:

    • пассажир нарушил требования таможенного и/или санитарного законодательства, а также паспортного режима как РФ, так и стран назначения (транзита);
    • авиапассажир пренебрегает правилами поведения на авиационных судах и не выполняет требований обслуживающего персонала;
    • пассажир тяжело болен и условия полета создают угрозу его здоровью;
    • клиент авиакомпании отказывается оплатить стоимость багажа сверх установленной нормы;
    • путешественник не оплатил перелет ребенка старше двух лет;
    • в багаже или личной клади пассажира обнаружены взрывоопасные или отравляющие вещества, оружие.

    В случае недопуска к полету или снятия пассажира с борта самолета при нарушении правил поведения стоимость билета ему не возвращается. При других обстоятельствах расторжение договора по инициативе авиаперевозчика подразумевает обязательный возврат финансовых средств, потраченных пассажиром.

    Пассажир имеет право отказаться от полета при таких вынужденных обстоятельствах:

    1. перенос времени вылета на более позднее время;
    2. изменение конечного пункта полета по метеорологическим условиям;
    3. грубые ошибки в авиабилете, приведшие к невозможности предоставить пассажиру место соответствующего класса, указанного им при бронировании;
    4. менее комфортабельный тип предоставляемого воздушного судна по сравнению с указанным в билете;
    5. обострение болезни пассажира или лица, его сопровождающего;
    6. невозможность пересадки на рейс трансфера в соответствии с купленным билетом из-за опоздания основного рейса.

    Компенсации перевозчика при вынужденных обстоятельствах отказа пассажира от полета могут быть следующими:

    1. первоочередной перелет следующим по нужному маршруту рейсом;
    2. полный возврат стоимости билета за весь маршрут или частичный – при доставке пассажира в пункт пересадки.

    По личным обстоятельствам пассажир также может отказаться от авиаперевозки. В этом случае его отказ носит добровольный характер и наносит ущерб авиаперевозчику. При этом перевозчик имеет право из стоимости билета, возвращаемой пассажиру, вычесть следующие процентные сборы:

    • при уведомлении перевозчика об отказе пассажира в интервале времени от 24-х до трех часов до вылета – 10% цены билета;
    • при уведомлении в срок менее трех часов до отлета – 25%;
    • для групп пассажиров при отказе менее чем за сутки – 25%.

    Размеры компенсаций и условия их выплат при добровольном отказе авиапассажира установлены в следующих формах:

    1. полная стоимость билета за вычетом служебных сборов при невыполнении перевозки по всему маршруту;
    2. частичный возврат с удержанием сборов лишь за неосуществленную часть маршрута;
    3. возврат стоимости билетов, приобретенных по спецтарифам, регулируется правилами их использования.

    Деньги за неиспользованные авиабилеты получает пассажир или приобретавший их гражданин при наличии доказательств покупки. Возврат денег происходит в агентствах авиакомпании в той же валюте, в которой билет покупался. Если билет приобретался по безналичному расчету, то и возврат осуществляется в той же форме оплаты.

    Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

    Договор перевозки воздушным транспортом

    Договор воздушной перевозки заключается для перемещения пассажиров или груза по воздушному пространству. При этом важно знать порядок заключения соглашения и условия его изменения и расторжения. О заключении, расторжении и изменении такого договора мы подробно расскажем в нашей статье.

    Понятие и правовое регулирование перевозки воздушным транспортом

    Под перевозками, на основании ст. 784–786 Гражданского кодекса, понимается перемещение пассажиров или имущества в оговоренный пункт назначения при помощи транспортного средства. При этом общее определение, в соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса (ВК), дополняется указанием, что при перевозке пассажира воздушным транспортом компания-перевозчик обязана предоставить физическому лицу место на воздушном судне, с помощью которого осуществляется доставка в пункт назначения. Помимо перевозок пассажиров такой транспорт используется для перемещения грузов и почты.

    Правовое регулирование перевозок по воздуху помимо указанных кодексов осуществляется:

    1. Нормами международного права, содержащимися, например, в Конвенции о международной гражданской авиации, заключенной в Чикаго 07.12.1944, и Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12.10.1929.
    2. Нормами подзаконных актов, в частности общих правил воздушных перевозок, утв. приказом Минтранса от 28.06.2007 № 82 (далее — Общие правила).
    3. Правилами, разработанными и утвержденными перевозчиком. Такие документы не должны содержать условий, противоречащих законодательному или подзаконному регулированию, и ухудшать положение контрагентов перевозчика (ст. 102 ВК).
    4. Казуальными условиями, согласованными сторонами.

    Порядок перевозки пассажиров и грузов

    Порядок перевозки пассажиров и грузов различен.

    Так, перевозка пассажиров осуществляется в следующем порядке:

    1. Пассажир заключает договор и в доказательство приобретает билет установленного образца.
    2. Перед открытием доступа к воздушному судну перевозчик производит регистрацию пассажира на основании билета и удостоверения личности (паспорта), досмотр его вещей на предмет выявления обстоятельств, препятствующих допуску к перелету. Перевозчик взвешивает предъявленный пассажиром багаж. В п. 81 Общих правил отмечается, что регистрация оканчивается не позднее чем за 40 минут до момента отправления транспорта.
    3. Сотрудниками таможенных и иных государственных служб обеспечивается проведение установленных законом видов контроля.
    4. Перевозчик обеспечивает посадку пассажиров на борт и перелет воздушного судна по установленному маршруту.

    Процедура же перемещения грузов выглядит так:

    1. Отправитель груза заключает договор и предъявляет груз.
    2. Перевозчик принимает груз, предварительно обмерив имущество, проверив фактическое состояние груза, оформив документацию по его приему-передаче и оплате в рамках соглашения, после чего оформляется грузовая накладная.
    3. Перевозчик готовит документы о грузовой коммерческой загрузке на определенный рейс.
    4. Груз доставляется в место назначения.
    5. Перевозчик уведомляет получателя груза о его прибытии и передает ему имущество.

    Заключение и изменение договора воздушной перевозки

    Договор заключается в свободной форме (обычно определенной перевозчиком в локальных правилах) и сопровождается оформлением одного или нескольких дополнительных документов. Таковыми могут быть:

    1. Пассажирский билет (при соглашении о перелете гражданина).
    2. Багажная квитанция (при перевозке багажа). Содержание и примерные формы билета и квитанции утверждены приложением к приказу Минтранса России от 29.01.2008 № 15. При оформлении электронных образцов используется форма электронного билета, утв. приказом Минтранса от 08.11.2006 № 134.
    3. Грузовая накладная (при перевозке груза).

    После заключения договора и оформления сопутствующей документации все еще возможно изменить его условия. В п. 67 Общих правил сказано, что пассажир может изменить условия соглашения, при этом в п. 230.1. уточняется, что добровольное изменение пассажиром условий сделки допускается по согласованию с перевозчиком.

    Если изменения вносятся до начала перевозки, осуществляется замена билета. Если же пассажир внес изменения в соглашение после отправки транспортного средства, то возможным решением, в зависимости от ситуации, может стать:

    • оформление нового билета;
    • наклейка перевозчиком на билет стикеров с графами, в которые вносятся изменения (если маршрут следования остался неизменным);
    • обмен билета или внесение в перевозочный документ письменного согласия на оказание услуг перевозки иным лицом.

    Грузоотправитель также вправе внести поправки в условия заключенной сделки, согласовав их с контрагентом.

    Расторжение соглашения

    Правилами не исключено и расторжение договора. Так, в соответствии со ст. 108 ВК, пассажир имеет право отказаться от соглашения. Однако деньги за билет возвращаются только в случае, если отказ является вынужденным, т. е. обусловлен (п. 227 Общих правил):

    • болезнью пассажира, его близкого родственника, имеющего билет на тот же рейс, смертью члена семьи или близкого родственника, о чем пассажир сообщил до окончания регистрации на рейс;
    • изменением маршрута перевозчиком;
    • задержкой, отменой рейса или его выполнением не по расписанию;
    • отсутствием мест на указанный в билете рейс и обозначенную в нем дату;
    • задержкой пассажира на досмотре в аэропорту, в ходе которого не было обнаружено принадлежащего гражданину запрещенного имущества;
    • нестыковкой перевозчиком рейсов при единой перевозке.

    В иных случаях отказ гражданина является добровольным, при котором стоимость проезда не возмещается.

    Право в одностороннем порядке отказаться от сделки предоставляется перевозчику при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    1. Наличия у перевозимого лица запрещенного к провозу имущества, к которому относятся:
      • опасные грузы (ст. 13 правил перевозки опасных грузов, утв. приказом Минтранса от 05.09.2008 № 141);
      • порох, боевые патроны, пистолеты, карабины, радиоактивные материалы и иные вещи, указанные в перечне опасных вещей и предметов, утв. приказом Минтранса от 25.07.2007 № 104;
      • звери, птицы и иные живые существа (за установленными исключениями), а также предметы, представляющие опасность для судна, имущества и людей или запрещенные к провозу российским законодательством предметы и вещества (п. 140 Общих правил).
    2. Нарушения перевозимым лицом федеральных авиационных правил, правил поведения на борту, игнорирования отданных в целях обеспечения безопасности распоряжений командира воздушного судна.
    3. Отказа контрагента от оплаты перевоза следующих с ним детей, его багажа, кроме установленных законом случаев, допускающих их бесплатный проезд и провоз.
    4. Опасного или создающего неудобства для иных лиц состояния здоровья пассажира.
    5. Нарушения таможенных, санитарных и др. требований к перевозке.

    Подытожим. По воздуху осуществляется перевозка пассажиров, доставка почты, грузов и багажа. Для каждого объекта установлена собственная процедура перемещения, регламентированная ВК, ГК, общими правилами перевозок и локальными актами авиакомпаний.

    Договор о воздушной перевозке пассажира

    Воздушная перевозка осуществляется на основе заключения договора перевозки пассажира, груза или почты с перевозчиком.

    Перевозчик это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа или почты.

    По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу (ст. 103 Воздушного кодекса РФ).
    Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиками правилами воздушных перевозок.
    Пассажир воздушного судна обязан оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверхустановленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
    Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочными документами, которые выдаются перевозчиком либо его агентами. К перевозочным документам относятся:

    пассажирский билет (Passenger Ticket) при перевозке пассажира. Он представляет собой документ, удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки пассажира и багажа и включающий багажную квитанцию;

    багажная квитанция (Baggage Check) часть билета, на которой обозначено число мест и масса сданного багажа и которая выдается перевозчиком как расписка за багаж, сданный пассажиром;

    квитанция платного багажа (Excess Baggage Ticket) документ, подтверждающий оплату провоза багажа сверх нормы бесплатного провоза или предметов, провоз которых подлежит обязательной оплате, а также оплату сборов за объявленную ценность багажа;

    Пассажир воздушного судна имеет право:

    Отказ пассажира от перевозки

    может носить вынужденный или добровольный характер. Вынужденный отказ это отказ, обусловленный следующими обстоятельствами:
    — отмена или задержка рейса, указанного в билете;
    — невозможность предоставить место на рейсе или класс обслуживания, указанные в билете, ввиду ошибки при бронировании;
    — невозможность выполнить посадку в аэропорту, указанном в билете, ввиду чрезвычайных ситуаций;
    — замена типа воздушного судна, осуществляющего данный рейс;
    — болезнь самого пассажира или следующего с ним на воздушном судне члена семьи;
    — неправильное оформление перевозчиком проездных документов;
    — невозможность отправиться из аэропорта трансфера рейсом, указанным в билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым пассажир должен прибыть в аэропорт трансфера.
    При вынужденном отказе пассажира от перевозки перевозчик обязан предложить ему перевозку одним из очередных рейсов на условиях, указанных в билете, или вернуть стоимость билета без учета штрафных санкций. При этом если перевозка не была выполнена ни на одном участке, то возвращается вся уплаченная сумма, а если перевозка была выполнена частично, то возвращается сумма за невыполненную часть перевозки.

    Глава 2
    АВИАБИЛЕТ КАК ДОКУМЕНТ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ ДОГОВОР О ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ

    Авиабилет представляет собой документ, удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки между перевозчиком и пассажиром. Билет действителен для перевозки пассажира и его багажа от пункта отправления до пункта назначения согласно маршруту и классу обслуживания, указанным в нем. Билет нужно хранить до конца поездки, если есть основание для предъявления претензии к перевозчику, то хранить проездной документ следует до ее разрешения.


    2.1. Виды авиабилетов

    В настоящее время в мире используется несколько типов авиационных билетов:

    копирующийся автоматический билет («Сэндвич») (Transitional Automated Ticket ТАТ);

    автоматический купонный билет с посадочным талоном (Automated Ticket/Boarding Pass);

    билет для ручной выписки (Manual Issued Ticket);

    нейтральные бланки IATA;
    электронный билет
    (Electronic Ticket).
    В России наибольшее распространение получил копирующийся автоматический билет(ТАТ). Его использует самый крупный национальный перевозчик «Аэрофлот Международные авиалинии». Билет имеет вид небольшой книжечки в красочной обложке. На обложке может быть указано название перевозчика и нанесена его эмблема. Билет содержит текстовую часть и несколько купонов, представляющих собой бланки-копии, отличающиеся лишь по цвету. В тексте приводятся сведения о некоторых общих правилах перевозки и об ответственности перевозчика за жизнь, здоровье пассажира и сохранность его багажа.
    В купонах-копиях указывается конкретная информация по реализации договора на перевозку: фамилия пассажира, маршрут, дата и время вылета, класс обслуживания, код авиакомпании и т. д.

    Авиабилет на внутреннюю перевозку

    пассажира содержит, как правило, 3 купона, один из которых остается в кассе при продаже билета, а два другие (полетный и пассажирский) выдаются на руки пассажиру. Полетный купон отрывается диспетчером при регистрации пассажира на рейс и используется для отчетности. Пассажирскии купон должен оставаться у пассажира на протяжении всей поездки.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Договор воздушной перевозки пассажира

    По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения. В случае перевозки пассажиром багажа перевозчик также обязуется доставить этот груз в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному лицу. В свою очередь пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку. В случае наличия у пассажира багажа сверх установленной перевозчиком нормы, пассажир обязан оплатить доставку этого багажа (п.1 ст. 103 ВК РФ).

    Договор воздушной перевозки пассажира является двусторонним, возмездным, консенсуальным, публичным договором. Двусторонним данный договор признается, поскольку у каждой из его сторон имеются встречные права и обязанности. Возмездность данного договора состоит в том, что услуга перевозчика по перемещению пассажира из пункта отправления в пункт назначения является платной: перевозчик занимается профессиональной деятельностью по перемещению людей и багажа за установленную плату.

    Договор воздушной перевозки пассажира является консенсуальным, т.е. для его заключения достаточно согласования сторонами всех существенных условий договора, а передачи какого-либо предмета (вещи) при этом не требуется. Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. У перевозчика есть определенные правила перевозки, и перевозчик обязан заключить договор воздушной перевозки пассажира с любым желающим человеком, если это не нарушает установленные правила перевозчика.

    Виды договоров воздушной перевозки

    1. Внутренняя перевозка воздушным транспортом- когда пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.

    2. Международная воздушная перевозка — когда пункт отправления и пункт назначения расположены:

    • соответственно на территориях двух государств;
    • на территории одного государства, если предусмотрен пункт или пункты посадки на территории другого государства (ст.101 ВК РФ).

    Предметом договора перевозки пассажира является перевозка пассажира, его багажа и ручной клади в пункт назначения. Целью является доставка пассажира в пункт назначения, обеспечение нормальных условий перевозка пассажира, обеспечение сохранности багажа и ручной клади.

    Регулирование договора перевозки воздушным транспортом

    Договор воздушной перевозки пассажира регулируется ГК, Воздушным Кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (ВК РФ), а также Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82).

    Договор воздушной перевозки пассажира, как правило, является договором присоединения. В соответствии с п.1 ст. 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Правила перевозки у перевозчика являются формуляром или стандартной формой, которую пассажир изменить не может, а может только присоединиться к уже принятым правилам.

    Заключение договора воздушной перевозки пассажиров

    Заключение договора воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом, перевозка багажа багажной квитанцией. В случае наличия платы за провоз ручной клади сверх установленной нормы выдается соответствующая квитанция. Перевозчик в удостоверение уплаченных ему пассажиром дополнительных сумм выдает:

    • квитанцию разных сборов — при оплате сборов и платежей, связанных с изменением договора воздушной перевозки, обслуживанием, а также оплатой штрафов;
    • квитанцию платного багажа — при оплате провоза багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза;
    • иные документы, удостоверяющие внесение платежей.

    Формы билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади и иных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. Все существенные условия договора перевозки пассажира и его багажа указываются в билете, багажной квитанции, а иные условия определяются в соответствии с правилами перевозки, установленными нормативными актами или перевозчиком.

    При воздушной перевозке пассажира и его багажа билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

    Сторонами договора перевозки воздушным транспортом пассажира являются перевозчик и пассажир. Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 100 ВК РФ).

    Пассажиром является только физическое лицо, перевозка которого осуществляется воздушным транспортным средством на основании договора перевозки или фрахтования транспортного средства.

    Условия договора

    Существенными условиями являются:

    • Предмет договора;
    • Размер провозной платы;
    • Срок перевозки;
    • Пункт отправления и пункт назначения;
    • Номер рейса, дата отправления рейса;
    • Название тарифа, услуги, оказываемые при данном тарифе;
    • Код и статус бронирования;
    • Дата оформления;
    • Норма бесплатного провоза багажа;
    • Информация о зарегистрированном и незарегистрированном багаже (вес, количество мест);
    • Иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п.1 ст.432 ГК РФ).

    Дополнительными условиями договора перевозки пассажира воздушным транспортом являются:

    • Объявление ценности багажа пассажиром;
    • Оказание дополнительных услуг;
    • Основания расторжения договора;
    • Ответственность сторон;
    • Иные условия в соответствии с ВК РФ.

    Остальные документы из группы договоров перевозки смотрите здесь.

    Что содержится в договоре воздушной перевозки

    Договор воздушной перевозки имеет две основные разновидности, а именно пассажиров и грузов. Авиаперевозка пассажиров предполагает приобретение билета. Если же заключается сделка в отношении перевозки грузов, то в этом случае может быть оформлен как гражданско-правовой договор, так и транспортная накладная либо коносамент.

    Предмет и существенные условия

    Предметом договора воздушной перевозки является обязанность одного из его участников (перевозчика) доставить второго (пассажира) посредством воздушного судна (самолета) из одного пункта в другой. Также в предмет входит и обязанность привезти в это место багаж. При этом в предмет включается и время, когда пассажир с грузом должен как вылететь на самолете из точки отправления, так и прибыть в точку назначения.

    К другим важным условиям этого договора относят тарифы, на основе которых калькулируется итоговая стоимость перевозки пассажира, а также доставки и вещей и сама эта цена. Кроме того, в соглашении оговариваются взаимные права перевозчика и пассажира.

    Определяется порядок предоставления данной услуги, в том числе как происходит доставка к самолету в точке отправления и от него в точке назначения. Также устанавливаются нормы по обслуживанию пассажира на самом воздушном судне и в обоих аэропортах.

    Для договора воздушной перевозки в качестве главного условия выступает обязательство одной из сторон (перевозчика) перевезти груз из одной определенной точки в другую в интересах другой (грузоотправителя).

    Форма документа

    Форма договора авиаперевозки пассажира устная. Этому лицу требуется приобрести билет, однако он не в действительности представляет собой такого договора. Билет только удостоверяет, что сделка имеет место.

    Договор авиаперевозки грузов должен иметь письменную форму. При этом во многих случаях он оформляется в виде коносамента либо транспортной накладной.

    Особенности в отношении грузов

    Наряду с указанным ранее основным условием данного договора, состоящем в том, что перевозчик берет на себя доставку принадлежащего грузоотправителю груза, требуется прописать в нем также целый ряд других положений.

    Так, необходимо привести в данном документе ключевые характеристики грузов. Отправителю требуется обозначить, как он называется, его размер, массу, а также количество объектов, которое он включает. Также определяется, какие сопроводительные документы должны быть у такого груза. Приводится маршрут, по которому он будет транспортироваться, необходимо указать в нем, из какого пункта объекты требуется отправить и куда он должен прибыть. Помимо этого указываются тарифы, действующие на перевозку данных грузов, порядок расчетов и итоговая цена транспортировки перевозимого.

    В соглашении также описываются требования, которым должен соответствовать перевозчик и его воздушное транспортное судно. Указывается, в какой срок грузоотправителю требуется предъявить к перевозке объекты, а перевозчику — соответственно самолет.

    Приписывается порядок, в соответствии с которым будет происходить размещение грузов на воздушном судне перед рейсом и их выгрузка после него. Если предполагается, что на некоторое время объекты придется разместить в терминале исполнителя по договору, оговариваются условия такого хранения. Также описывается, каким образом груз признается утраченным.

    Также в соглашении устанавливается величина ответственности сторон.

    При этом меры этой ответственности как для грузоотправителя, так и для перевозчика определены в Гражданском кодексе, а также в специализированных кодексах транспортной отрасли и относящихся к ней же уставах. В договоре запрещено ограничивать ответственность по сравнению с ее уровнем, указанным для любого случая в законодательстве.

    Для перевозчика наступает ответственность, если он не исполнил по собственной вине свое обязательство по вывозу груза. Ему потребуется возместить убытки клиента, а также перечислить средства в размере одной пятой от платы за провоз.

    Другой случай — предоставление транспорта с запозданием. В такой ситуации перевозчику нужно будет заплатить 1% платы за провоз, также необходимо будет возместить убытки.

    Также наступает ответственность, если перевозчик не обеспечил сохранность груза. Ее размер соответствует стоимости объекта. Если она занижена (с целью уменьшить тарифы на перевозку), то компенсация грузоотправителю начисляется в соответствии с такой ценой.

    Если же она завышена именно с целью при утере получить более высокую компенсацию, то грузоотправитель имеет право не принимать такой объект к перевозке. Наконец, если стоимость не указана, то в качестве ее размера принимается стандартная величина для подобного груза.

    Ответственность грузоотправителя аналогична. За непредъявление груза с него взимают одну пятую провозной платы плюс убытки. Если он не загрузил объекты в транспорт, который уже был ему предоставлен, то при планируемом рейсе по пригородному маршруту либо внутри города ему придется отдать пять процентов от платы за проезд, а если транспортировка была междугородной, то один процент. Сумма увеличивается в два раза, если транспорт считается специализированным.

    Если грузоотправитель просрочил оплату услуг, то с него взимается стандартная неустойка по такой просрочке согласно ГК, если в договоре не указано иное.

    Ответственность отменяется в случаях, когда имел место форс-мажор.

    Авиаперевозка пассажиров

    Договор воздушной перевозки пассажира подтверждается билетом, сам же этот документ обычно не составляется. В самом билете необходимо привести всю требуемую информацию. Прежде всего, у него должны быть собственные серия и номер. Также билет включает название предприятия, осуществляющего перевозку.

    Помимо этого в нем оговариваются дата и точное время отлета из аэропорта, а равным образом прибытия в место назначения, а также номер данного рейса. В этот документ включается имя пассажира. Также в нем должен быть приведен тариф, который применялся при вычислении цены билета и сама эта цена.

    Образец договора

    Договор о воздушной перевозке груза имеет примерную форму, описанную далее.

    Сверху идет название документа, город, где он был оформлен, а также дата, когда это произошло.

    Далее оговариваются обе стороны, вступившие в соглашение. Для грузоотправителя указывается название, а также должностное лицо, которое в данной сделке выступает от имени этой организации. Для перевозчика приводится та же информация, но помимо этого также лицензия, на основании которой он оказывает данные услуги.

    Далее идет раздел «Предмет договора». В нем указывается обязанность перевозчика, состоящая в том, чтобы произвести транспортировку и передать объекты лицу, которое ему было указано. Также приводится обязанность грузоотправителя оплатить это действие.

    Следующий раздел посвящен правам и обязанностям сторон. В частности, перевозчик обязан предоставить все необходимые сведения относительно услуги, а также своевременно информировать о изменении условий перевозки, а также о прибытии партии в точку назначения.

    Грузоотправитель обязан предоставить все документы, требуемые для данной операции и при этом вправе отказаться от нее, если воздушное судно, выделенное для транспортировки, окажется ненадлежащим.

    Также в договор включается раздел об оплате груза. В этой его части требуется указать тариф, на основе которого определяется цена по договору и, соответственно, указать саму эту цену. Кроме того, в этой разделе указывается, что оплата вносится грузоотправителем предварительно.

    Далее в соглашении следует раздел об ответственности. В него включается целый ряд норм в отношении перевозчика. Для него ответственность наступает за любые действия, которые привели к ненадлежащему оказанию услуги (см. раздел выше). В свою очередь грузоотправитель отвечает, если он либо не смог своевременно предоставить груз контрагенту, либо же сообщил ему недостоверные сведения.

    Завершается документ Заключительными положениями. В этом разделе указано, что соглашение сохраняет силу до тех пор, пока не будет исполнено. Также оговаривается, что перевозчик может расторгнуть сделку, если грузоотправитель нарушил законодательство РФ либо же сообщил неверные сведения.

    Подробнее о договоре авиаперевозки смотрите ниже на видео.