Договор авиаперевозки груза Милотто

Договор авиаперевозки груза

Содержание

  • Договор авиаперевозки грузов

    Если речь идет о продуктах питания или медицинской продукции, то в таком случае нет времени на долгосрочную доставку.

    Все, кто однажды летал на самолете, знают, что процедура регистрации – сложная. Тогда встают вопросы: как происходит организация грузоперевозок, что нужно для оформления документации, какими законами регулируется данный процесс и кто отвечает за грузы во время их перевозки. Все перечисленные аспекты мы раскроем в нашей статье.

    Между кем заключается

    Внутренние и международные авиатранспортировки регулируют как внутренние, так и международные законы. Главным в нашей стране считается Воздушный Кодекс РФ, который находится в действии с 1997 года.
    Также действует Варшавская конвенция от 1929 года. Они предусматривают обеспечение безопасной перевозки пассажиров и различных видов багажа.
    Их сферой регулирования являются:

    • технические параметры воздушных транспортных средств;
    • допуск самолетов к выполнению перевозки;
    • квалификация пилотов;
    • правила безопасности;
    • вопросы с документацией;
    • ответственность сторон договора.

    Кроме этого, в разглядываемых документах есть аспекты заключения договоров на перевозку. Сторонами его официального заключения являются грузоотправитель (любое физическое или юридическое лицо) и грузоперевозчик (авиационная компания).
    Их права и обязанности, а также возможная ответственность прописываются в заключенном договоре.

    Согласно стандартам, деловая бумага содержит в себе пункты, которые регулируют отношения между заказчиками и организаторами, а также гарантируют их безопасность.

    Во время осуществления всех видов воздушных транспортировок каждая сторона обязуется придерживаться норм, которые регламентирует международное, воздушное, гражданское законодательство, затрагивающее аспекты поездок пассажиров с багажом, грузов и прочего.

    В действующих Правилах воздушных перевозок в рассматриваются условия договоров на перевозку пассажиров и грузов.
    Условиями договора считаются права и обязанности сторон, их возможная ответственность, сроки выполнения процесса, а также указывается вид багажа и его физические параметры.
    Договор воздушной перевозки груза существует двух видов: внутренние и международные.
    Согласно их особенностям и составляются соответствующие документы, потому что для межгосударственных перевозок следует учитывать законодательство двух или нескольких государств.

    Каждый договорной документ на авиационные перевозки с его условиями могут удостоверяться перевозочными документами (пассажирским билетом, талоном на багаж или авианакладной).

    Существенные условия всех типов транспортных договоров:

    1. Размер оплаты.
    2. Сформулированный и оговоренный предмет договора.
    3. Конечные и промежуточные пункты маршрута передвижения.
    4. Сроки выполнения авиаперевозки.
    5. Полный перечень услуг и их тарификация.
    6. Дата заключения деловой документации.
    7. Данные о бронировании (статус и код).
    8. Данные о незарегистрированных или зарегистрированных грузах.
    9. Условия возврата, если получатель не принял груз.
    10. Другие условия, которые нужно согласовать (согласно первому пункту статьи 432 ГК РФ). Среди дополнительных условий можно выделить:
      1. Дополнительные услуги.
      2. Объявленная пассажиром ценность имущества.
      3. Ответственность всех участников процесса.
      4. Условия для изменения или расторжения договора.
      5. Другие условия, которые предусматривает Воздушным Кодексом нашего государства.

    Вышеперечисленные блоки условий всесторонне охватывают процесс транспортировки грузов авиационным транспортом. Каждый прописанный пункт в договоре рассчитан для обеспечения выполнения требований каждой стороной процесса.

    Если условия не выполняются по неуважительным причинам, то потерпевшая сторона будет защищена от риска порчи имущества и от материальных потерь.

    Обязательные и дополнительные пункты условий могут меняться, комбинироваться и дополняться другими особенными требованиями грузоотправителя или грузоперевозчика.

    Права и обязанности сторон

    В договоре отдельными пунктами прописываются права и обязанности участников процесса перевозки. Они существуют на основе действующих Правил и Варшавского Кодекса. Они действуют таким образом, чтобы сделать транспортировку правильной, организованной, безопасной и взаимовыгодной.
    Для авиаперевозчика выдвигаются следующие обязанности:

    • пассажиры и грузы транспортируются по документально установленному маршруту, который указывается в билете или авианакладной;
    • сотрудники авиакомпании отвечают за сохранность багажа и грузов на период от их получения до выдачи. Выдавать имущество исключительно законному грузополучателю;
    • соблюдать установленное расписание;
    • придерживаться Правил воздушных поездок;
    • сообщать грузоотправителю об условиях перевозки, а также об их возможных изменениях;
    • информировать о месте нахождения багажа, о возможной задержке отправки или прибытия;
    • предоставить грузоотправителю временное хранилище для багажа за дополнительную плату, если получатель не принял его.

    Грузоотправителю выдвигается такой ряд обязанностей:

    • до процесса погрузки товаров или имущества на борт авиалайнера оплатить полностью стоимость перевозки;
    • предоставить лицензию собственника транспортируемого груза;
    • информировать грузоперевозчика лишь актуальной информацией о содержимом в упаковке;
    • вовремя доставить грузы до момента отлета и прочее.

    Для грузополучателя тоже предусмотрено несколько обязанностей – принять и вывести прибывший груз, сообщить о порче багажа.
    Кроме обязанностей, каждая сторона имеет свои права, которыми может активно пользоваться. В договоре, прежде всего, прописываются права клиента – грузоотправителя, потому что ему за определенную плату предоставляются услуги.
    Среди них можем выделить основные права:

    • грузоотправитель может обратно забрать собственный груз до момента его отправки;
    • клиент авиакомпании по грузоперевозкам имеет право менять в транспортной грузополучателя до момента выдачи багажа ранее документально уполномоченному лицу;
    • распоряжаться грузами, если их по определенным причинам нельзя выдать грузополучателю;
    • изменять условия договора, но лишь при согласовании с транспортером.

    Перевозчик имеет право отказать в перевозки нелегальных грузов, опасных веществ в несоответствующей упаковке, а также тех материалов, которые, согласно действующему законодательству запрещено транспортировать.

    Ответственность

    Уполномоченное законодательство предусматривает, чтобы договор имел в себе условия об ответственности за состояние груза.
    Авиаперевозки базируются на двухсторонней ответственности: грузоотправитель отвечает за правильную упаковку и оформление документации на груз, а перевозчик гарантирует безопасную транспортировку.
    За повреждение или утерю багажа несется материальная ответственность в полном или частичном размере стоимости перевозимых материалов или предметов.

    Если стоимость объявленная отправителем, то компенсируется она, а если нет, то сумма устанавливается в ходе следствия. Эта сумма становит не более двух минимумов, предусмотренных Кодексом.

    Несвоевременная доставка предусматривает штрафные санкции в размере 25-50% от фиксированной минимальной оплаты, а почасовую работу.

    Если доказано, что задержка произошла из-за погодных условий, непредвиденной поломки ТС не по вине перевозчика, то штраф не накладывается.

    Грузоотправитель несет ответственность в случаях отправки нелегальных товаров. Такое действие может инкриминироваться как контрабанда, которая влечет за собой последствия в виде административного и криминального наказания.
    За нарушение пунктов договора обе стороны несут соответствующее наказание в виде штрафов. Их размер может даже указываться в документе. В отдельных случаях даже используются специальные приложения к основному документу.

    Внешний вид и содержания договора с разными авиакомпаниями может изменяться, но все они имеют одинаковую структуру, как и любой деловой документ. Также содержание всех договоров ориентируется на действующее законодательство и на особенности каждой грузоперевозки.
    Отдельные крупные авиакомпании предоставляют собственный макет договора, но котором имеются фирменные знаки компании. Но главная суть состоит в объективности содержимого, чтобы права сторон поддерживались равноправно.

    Возможно ли изменение условий после его заключения

    Как и в любом другом деловом документе, изменения в транспортном договоре предусмотрены его же содержанием.

    Предусматривается внесение изменений в договор двух видов: во-первых, грузоотправителю разрешено менять грузополучателя в транспортной накладной, но без изменения пункта прибытия груза, во-вторых, можно осуществить переадресацию багажа, но лишь при соглашении транспортера, в таком случае оформляется накладная с новыми данными.

    Последнее изменение также может повлечь за собой новые сроки доставки и прочее.
    Стороны имеют право вносить изменения на любом этапе: как во время согласования проекта, так и после подписания. Такая возможность позволяет учитывать интересы отправителя и перевозчика.
    Также изменения предусмотрены в случаях нарушения действующих условий одной из сторон договора. В отдельных случаях с серьезными последствиями разрешено расторгать договоренность.

    Особенности договора международной воздушной перевозки

    Закон предусматривает ряд особенностей заключения и выполнения анализируемого документа. Договор можно считать заключенным, когда перевозчик получает груз и сопровождающие документы.
    Его заключают как по инициативе транспортера, так и отправителя. Предварительно согласовываются условия будущего договора, потом создается его проект, на его утверждение отводится срок не более 10 дней.
    Договор создается в двух экземплярах. Документ считается актуальным, когда стороны утверждают его печатями и подписями. Заявку на заключения документа можно оставить по телефону, электронной почте, по факсу и другими способами.
    Подписывать договор имеют право физическое лицо, юридическое лицо, которые выступают заказчиком услуг, а также уполномоченным представителем компании перевозчика.

    Договор на авиаперевозку грузов – обязательный документ в данном процессе. Без его наличия права и интересы сторон процесса могут не соблюдаться, и такая транспортировка станет невыгодной.

    Международное и государственное законодательство предусматривают обязательное заключение договора с обязательными пунктами, среди которых мы выделили: данные о грузе, условия предоставления услуг (сроки и маршрут), обязанности и права, ответственность за порчу имущества или нарушение условий.

    Договор является юридическим документом, поэтому имеет правовую силу. Его согласованное содержание поможет при следствии последствий как результата непредвиденных обстоятельств.

    Помимо этого, рассматриваемый договор обязывает стороны выполнять свои обязанности для того, чтобы предотвратить чрезвычайные ситуации с тяжелыми последствиями и убытками.

    Договор воздушной перевозки

    6. При международных воздушных перевозках авиакомпаниями применяется единая типовая форма транспортной документации, разработанная ИАТА, что облегчает осуществление перевозочных операций, особенно когда они выполняются не одним, а несколькими перевозчиками. Единство формы упрощает обработку документации иностранными авиакомпаниями и проведение взаиморасчетов между авиаперевозчиками.
    Тем не менее оформление транспортной документации остается довольно сложным процессом. Он требует значительных затрат времени и средств, что снижает в целом экономическую эффективность воздушных перевозок.

    Договор воздушной перевозки

    Договор авиаперевозки груза

    Воздушные грузоперевозки относятся к наиболее динамично развивающейся сфере транспортировки грузов, хотя процент грузов, перевозимых авиатранспортом, в общем обороте грузоперевозок является минимальным.

    Однако в условиях территориальной труднодоступности грузополучателя, либо сезонности функционирования других путей сообщения (морских, речных, автомобильных) авиатранспорт становится незаменимым.

    Сторонами договора авиаперевозки груза являются грузоотправитель и авиатранспортная компания, выступающая в роли грузоперевозчика.

    Если законодательно для грузоотправителя не предусмотрено никаких ограничений по статусу, то воздушным грузоперевозчиком может быть только авиакомпания, обладающая государственной лицензией на осуществление грузоперевозок.

    Виды договоров на авиаперевозку груза

    В Российской Федерации существуют два вида соглашений, касающихся перевозки груза воздушным транспортом:

    1. договор внутренней перевозки;
    2. договор международной перевозки.

    Внутренние воздушные перевозки всецело регламентируются внутренним законодательством РФ и в частности Воздушным кодексом.

    При осуществлении международных перевозок как грузоотправителю, так и грузоперевозчику следует учитывать законодательство:

    1. страны грузополучателя;
    2. страны транзитной остановки;
    3. страны транзитного пролета.

    При любом типе авиаперевозки основным документом на груз будет авианакладная. В случае если груз перевозится за пределы РФ, то авианакладная должна быть исполнена на двух языках – русском и английском. При отсутствии транзитных перелетов, английский язык может быть заменен на официальный язык страны получателя.

    Обязательные условия

    К нотификациям, обязательным для договора авиаперевозки груза, относятся:

    1. цена груза, заявленная грузоотправителем;
    2. ответственность контрагентов;
    3. условия действия договора, а равно условия его изменения либо расторжения;
    4. взаимоответственность контрагентов и штрафные санкции на случай неисполнения или неполного исполнения договорных условий.

    Правила авиаперевозок пассажиров

    Лицензированные авиатранспортные компании в договорах воздушных перевозок именуются перевозчиками (эксплуатантами). В соответствии с договорными обязательствами они выделяют пассажиру указанное в билете место в самолете на конкретный рейс и доставляют его вместе с багажом в населенный пункт по месту назначения. Багаж выдается лично пассажиру или его доверенному лицу.

    Правилами установлены предельные габариты и вес груза, сдаваемого в багаж. Помимо оплаты билета, пассажир обязан оплатить сверхнормативную часть багажа. Независимо от того, летит пассажир регулярным или чартерным рейсом, основные принципы работы авиакомпаний будут одинаковыми. Так:

    1. Авиакомпания не может гарантировать безусловное исполнение времени отправления и прибытия в соответствии с расписанием полетов. Неблагоприятные погодные условия на маршруте полета, повреждения взлетно-посадочной полосы, катастрофы являются объективными обстоятельствами задержки или отмены рейсов. Авиадиспетчеры в этих случаях руководствуются в первую очередь нормами безопасности пассажиров во время полета.
    2. В компетенции авиаперевозчика находится его право на изменение маршрута полета. Он может также заменить воздушное судно при обнаружении технических неполадок и определить конечной точкой полета аэропорт, не предусмотренный расписанием. Основанием для вышеперечисленных действий является обеспечение безопасности полетов. Сохранению здоровья и жизни пассажиров на борту самолета отдаются безусловные приоритеты.

    При возникновении обстоятельств, нарушающих распорядок авиаперелетов, перевозчик обязан:

    • заранее известить авиапассажиров о задержках или отмене рейса;
    • обеспечить перелет пассажиров до места назначения другими рейсами своей авиакомпании или привлечь для этого партнеров;
    • организовать питание и жилье для пассажиров, остающихся в аэропорту продолжительное время;
    • вернуть стоимость авиабилета при нежелании пассажира лететь в более позднее время.

    Права контрагентов договора

    Авиатранспортная компания вправе расторгнуть контракт, если пассажир при покупке авиабилета предоставил неверно оформленные документы. Гражданин должен обратиться в госорганы, выдавшие эти документы, для их изменения и дополнения. Претензии к авиаперевозчику в этом случае неправомерны.

    Авиапассажир по своему желанию может остановиться в транзитном аэропорту, если самолет (другое авиатранспортное средство) делает в нем посадку. Продолжение полета возможно этим же рейсом в другое время или подобным по этому же маршруту. Однако остановка разрешена только в следующих случаях:

    1. законы страны, где пассажир хочет прервать полет, разрешают ему покинуть борт самолета;
    2. продолжительность остановки не превышает время действия билета;
    3. пассажир своевременно известил авиакомпанию о своем намерении;
    4. дополнительная стоимость по перегрузке багажа и разница в тарифах на различные рейсы оплачена;
    5. пассажирское и багажное места на другом рейсе забронированы;
    6. место на том же рейсе, но на альтернативную дату, подтверждено авиаперевозчиком.
    7. обострение (внезапный приступ) болезни пассажира или его близкого родственника, летящего этим же рейсом, не требует дополнительных извещений и оплат.

    Вышеизложенное относится к авиаперевозкам по нормальным тарифам. Применение специальных пониженных расценок ограничивает или полностью запрещает остановки в пути.

    Законодательные акты государства, куда прилетает пассажир, должны им неукоснительно соблюдаться. Прохождение паспортно-визового контроля обязательно, а его нарушение влечет за собой отказ компетентных органов во въезде в страну назначения. В этом случае пассажир оплачивает авиаперевозчику его доставку домой.

    Таможенные и санитарные правила страны назначения выполняются всеми пассажирами без исключений.

    В соответствии с федеральным законодательством в области авиаперевозок пассажирам предоставляются следующие льготы:

    • неоплачиваемый полностью или частично проезд для групп лиц с ограниченными возможностями и других льготных категорий граждан в соответствии с Федеральными авиационными правилами;
    • безвозмездный провоз не менее десяти килограммов багажа на человека;
    • бесплатный (или частично оплачиваемый для международных рейсов) перелет ребенка до двух лет;
    • пониженные расценки на перелет детей младше двенадцати лет с указанием в авиабилете персонального места;
    • свободное размещение в общих и специальных залах отдыха в аэропортах;
    • спальное место в отеле за счет авиакомпании, если по ее вине произошло значительное опоздание по времени вылета.

    Акты на авиаперевозки пассажиров

    Обязательства сторон подтверждают транспортные документы, которые клиент получает непосредственно от перевозчика, или от его уполномоченных агентов. Ниже перечислены наименования таких документов.

    1. Авиапассажирский билет. Свидетельствует о наличии договорных обязательств по авиаперевозке пассажира. К билету прилагается багажная квитанция.
    2. Квитанция на перевозку багажа. Подтверждает приемку багажа конкретного веса. В ней также указывается количество багажных мест.
    3. Квитанция оплачиваемого багажа. Выдается пассажиру в случае сверхнормативного веса багажа и при наличии в багаже вещей, провозка которых подлежит обязательной оплате. Сборы за декларируемую ценность багажа также включаются в эту квитанцию.
    4. Накладная на авиаперевозку груза. Документ свидетельствует о наличии договора между грузоотправителем и эксплуатантом на перевозку груза авиатранспортом в место назначения. Накладная может быть оформлена на доверенного представителя владельца груза.

    Правила расторжения договора

    Правила авиаперевозок предусматривают безусловное их исполнение пассажирами. Авиакомпания может отказаться от перевозки пассажира в следующих случаях:

    • пассажир нарушил требования таможенного и/или санитарного законодательства, а также паспортного режима как РФ, так и стран назначения (транзита);
    • авиапассажир пренебрегает правилами поведения на авиационных судах и не выполняет требований обслуживающего персонала;
    • пассажир тяжело болен и условия полета создают угрозу его здоровью;
    • клиент авиакомпании отказывается оплатить стоимость багажа сверх установленной нормы;
    • путешественник не оплатил перелет ребенка старше двух лет;
    • в багаже или личной клади пассажира обнаружены взрывоопасные или отравляющие вещества, оружие.

    В случае недопуска к полету или снятия пассажира с борта самолета при нарушении правил поведения стоимость билета ему не возвращается. При других обстоятельствах расторжение договора по инициативе авиаперевозчика подразумевает обязательный возврат финансовых средств, потраченных пассажиром.

    Пассажир имеет право отказаться от полета при таких вынужденных обстоятельствах:

    1. перенос времени вылета на более позднее время;
    2. изменение конечного пункта полета по метеорологическим условиям;
    3. грубые ошибки в авиабилете, приведшие к невозможности предоставить пассажиру место соответствующего класса, указанного им при бронировании;
    4. менее комфортабельный тип предоставляемого воздушного судна по сравнению с указанным в билете;
    5. обострение болезни пассажира или лица, его сопровождающего;
    6. невозможность пересадки на рейс трансфера в соответствии с купленным билетом из-за опоздания основного рейса.

    Компенсации перевозчика при вынужденных обстоятельствах отказа пассажира от полета могут быть следующими:

    1. первоочередной перелет следующим по нужному маршруту рейсом;
    2. полный возврат стоимости билета за весь маршрут или частичный – при доставке пассажира в пункт пересадки.

    По личным обстоятельствам пассажир также может отказаться от авиаперевозки. В этом случае его отказ носит добровольный характер и наносит ущерб авиаперевозчику. При этом перевозчик имеет право из стоимости билета, возвращаемой пассажиру, вычесть следующие процентные сборы:

    • при уведомлении перевозчика об отказе пассажира в интервале времени от 24-х до трех часов до вылета – 10% цены билета;
    • при уведомлении в срок менее трех часов до отлета – 25%;
    • для групп пассажиров при отказе менее чем за сутки – 25%.

    Размеры компенсаций и условия их выплат при добровольном отказе авиапассажира установлены в следующих формах:

    1. полная стоимость билета за вычетом служебных сборов при невыполнении перевозки по всему маршруту;
    2. частичный возврат с удержанием сборов лишь за неосуществленную часть маршрута;
    3. возврат стоимости билетов, приобретенных по спецтарифам, регулируется правилами их использования.

    Деньги за неиспользованные авиабилеты получает пассажир или приобретавший их гражданин при наличии доказательств покупки. Возврат денег происходит в агентствах авиакомпании в той же валюте, в которой билет покупался. Если билет приобретался по безналичному расчету, то и возврат осуществляется в той же форме оплаты.

    Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

    Статьи — Международные авиаперевозки грузов

    Глава 41 ГК РФ и ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» не содержат каких-либо специальных правил заключения договора транспортной экспедиции. Заключение договора транспортной экспедиции подчиняется общим правилам главы 28 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме, что соответствует общему правилу п. 1 ст. 161 ГК РФ.

    Противоправное поведение авиаперевозчика по смыслу Варшавской и Монреальской конвенций заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора международной воздушной авиаперевозки, повлекшем несохранность груза, багажа, задержку при авиаперевозке, причинение вреда жизни или здоровью пассажиров. Перечисленные виды нарушений договорных обязательств различны по своей природе и правовым последствиям.

    Положения Варшавской и Монреальской конвенций об условиях выполнения международных перевозок довольно кратки и относятся в основном к перевозкам грузов.
    Прежде всего гл. II Варшавской конвенции содержит целый ряд постановлений в отношении содержания авиагрузовой накладной, которые практически все сохранены в тексте гл. II Монреальской конвенции.

    Массовый характер авиаавиаперевозок, значительные расходы, связанные с их оформлением, глобальная кооперация авиаавиаперевозчиков в рамках международных альянсов потребовали использования компьютерной техники, применения высоких технологий организации и оформления авиаперевозочного процесса. Поэтому в отличие от Варшавской конвенции Монреальская конвенция допускает возможность при оформлении договора авиаперевозки вместо авиабилета (авиаперевозочного документа) и авиагрузовой накладной использовать любые другие средства, сохраняющие запись о предстоящей авиаперевозке.

    Порядку заключения и оформления договора перевозки, содержанию транспортной документации и условиям договора международной воздушной перевозки посвящена гл. II Варшавской и Монреальской конвенций. Договор воздушной перевозки груза оформляется составлением авиагрузовой накладной (Air waybill) или, по терминологии Варшавской конвенции, воздушно-перевозочного документа (Air consignment note) при предъявлении груза к перевозке.

    Международных соглашений, регулирующих отношения сторон договора воздушного чартера, не существует. Нет их и на морском и внутреннем водном транспорте. Условия договора фрахтования содержатся в типовых проформах, разрабатываемых авиакомпаниями, однако в отличие от условий текстов перевозочных документов они являются предметом обсуждения и согласования сторон чартера: фрахтовщика (транспортной организации) и фрахтователя.

    На регулярных линиях, согласно Условиям авиаперевозок ИАТА, российским Общим правилам авиаперевозок, обязательным является закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости на определенный рейс и дату (бронирование) с отражением его в системе автоматизированного бронирования авиаперевозчика.

    Заключению договора авиаперевозки предшествуют бронирование мест, тоннажа (объема) воздушного судна, его фрахтование либо иная форма организации авиаперевозки. Ни Варшавская, ни Монреальская конвенции не содержат положений, касающихся организации воздушной авиаперевозки.

    В новых Правилах объединено регулирование перевозок международных и внутренних. В них отражены некоторые новые вопросы регулирования, например, предусмотрена возможность электронного оформления договора воздушной перевозки пассажиров. Однако теперь они во многом отступают от международных стандартов, в них, в частности, отсутствуют разделы об ответственности перевозчика за нарушение условий договора воздушной перевозки, о порядке предъявления претензий и целый ряд других важных положений прежних Правил перевозок.

    Международное воздушное сообщение складывается из двух разных по своему содержанию сфер, и обе они регулируются международными соглашениями. Одна сфера составляет отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и общих вопросов организации международных полетов воздушных судов, а также деятельности Международной организации гражданской авиации, которая является специализированным учреждением ООН. Другая сфера составляет отношения между авиационными предприятиями (перевозчиками) и их клиентурой, связанные с перевозкой пассажиров, грузов и багажа.

    20. Договор перевозки: общая характеристика. Виды договоров перевозки. Договор транспортной экспедиции.

    По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

    Особенности договора перевозки грузов:

    договор перевозки грузов является двусторонним и возмездным;

    наличие в договоре третьего лица (получателя груза), который не участвует в заключении договора, однако наделяется определенными правами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату). Грузополучателем также может быть грузоотправитель или его экспедитор;

    сам по себе договор перевозки грузов является реальным, т.е. он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику;

    договор перевозки грузов обычно заключается не путем подписания единого документа, а путем составления квитанций, накладных, коносаментов, иных документов, предусмотренных транспортным законодательством;

    провозная плата часто жестко регулируется тарифами, установленными нормативно-правовыми актами.

    Виды договоров перевозки:

    • договоры перевозки транспортом общего пользования:

    • договоры перевозки железнодорожным транспортом;

    • договоры перевозки внутриводным транспортом;

    • договоры перевозки воздушным транспортом;

    • договоры перевозки внутриводным транспортом; договоры перевозки морским транспортом;

    • международные морские перевозки;

    • перевозки внутри страны (каботажные перевозки), в том числе малый каботаж (перевозки между портами одного моря) и большой каботаж (перевозки между портами разных морей).

    По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

    Договором могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить его отправку и получение,а также другие обязанности.

    Договор является взаимным, возмездным, может быть либо консенсуальным, либо реальным.

    Предмет договора — услуги, связанные с перевозкой груза, которые делятся на основные (заключение договора перевозки и ее организация) и дополнительные (любые услуги, связанные с транспортировкой груза).

    Экспедитором может быть только предприниматель,имеющий лицензию на этот вид деятельности.

    Форма договора простая письменная.

    Прекращение договора имеет особенность: оно возможно в результате одностороннего отказа любой стороны, но с обязательным предупреждением другой стороны в разумный срок и возмещении стороной,заявившей об отказе, убытков, вызванных расторжением договора.

    21. Договор хранения: общая характеристика. Виды хранения. Особенности хранения на товарном складе.

    По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

    Договор хранения должен быть заключен в письменной форме в случаях, если:

    заключается между юридическими лицами и с гражданами;

    заключается гражданами между собой и если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда.

    Простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю:

    сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем;

    номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.

    хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока;

    если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем;

    если срок хранения определен моментом востребования вещи поклажедателем, хранитель вправе по истечении обычного при данных обстоятельствах срока хранения вещи потребовать от поклажедателя взять обратно вещь, предоставив ему для этого разумный срок.

    • обычное хранение и специальное хранение:

    а) на товарном складе;

    в) в камере хранения в транспортной организации;

    д) в гостинице и других местах временного проживания;

    е) вещей,являющихся предметом спора;

    ж) нотариальный депозит;

    з) культурных ценностей;

    • регулярное (обычное) хранение (после окончания договора поклажедателю выдается та же самая вещь,которую он сдал) и иррегулярное — хранение с обезличением;

    • профессиональное хранение (вещь хранит профессиональная организация) и непрофессиональное;

    • хранение, возникшее при обычных условиях гражданского оборота и возникшее в чрезвычайных ситуациях;

    • хранение, возникшее из договора и хранение, возникшее в силу закона (напр.,хранение находки, безнадзорных животных, наследуемого имущества, незаконного товара).

    По договору складского хранения товарный склад обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем, и возвратить их в сохранности. Товарным складом признается организация, хранящая товары в качестве предпринимательской деятельности и оказывающая связанные с хранением услуги.

    Письменная форма договора складского хранения считается соблюденной, если его заключение и принятие товара на склад удостоверены складским документом.

    В договоре складского хранения хранителем является специальный субъект — товарный склад. Такой договор является консенсуальным. Предмет этого договора — деятельность по хранению товара, т.е. предназначенных для продажи вещей.

    Товарный склад в подтверждение принятия товаров на хранение выдает один из следующих документов:

    • двойное складское свидетельство(складское свидетельство и залоговое);

    • простое складское свидетельство;

    Оба вида складских свидетельства являются ценными бумагами.

    Складская квитанция является распиской в принятии товара на хранение. Залог складского свидетельства — залог товара, право возврата которого оно удостоверяет.

    Договор перевозки

    Транспортная организация, занимающаяся перевозкой грузов, и грузоотправитель, который сдает груз для перевозки и платит провозную плату, заключают между собой договор перевозки. В большинстве случаев грузоотправитель поручает груз транспортной организации и указывает ей третьего участника процесса — грузополучателя, которому груз выдается в пункте назначения.

    Приведенное определение дает основание сделать вывод, что по своему характеру договор перевозки — возмездный и взаимный. Возмездный он потому, что перевозчик получает за перевозку определенное вознаграждение. Раз перевозчик должен перевезти груз и вправе получить провозную плату, а грузоотправитель имеет право на перевозку груза и обязан оплатить перевозку, то договор является взаимным.

    Понятие, виды и форма договора перевозки

    Выполняя обязательства перевозки, перевозчик должен доставить груз или пассажира в конкретный пункт назначения, а отправитель груза или пассажир обязаны внес­ти провозную плату. Перевозки классифицируются по раз­личным признакам.

    В зависимости от вида транспорта перевозки бывают:

    По числу перевозчиков подразделяются на:

    а) перевозки в мест­ном сообщении (осуществление перевозки одним видом транспорта и в границах одной транспортной организации — железной дороги, речного пароходства);

    б) перевозки в прямом со­общении — не­сколько перевозчиков одного вида транспор­та осуществляют по одному документу;

    в) перевозки в смешанном прямом сообщении осуществляют несколько перевоз­чиков разными видами транспорта (воздушным транспортом и железной дорогой). На морском транспорте различаются:

    • перевозки в малом каботаже. Это когда перевозка осуществляется между двумя портами России, находящимися в одном море;
    • перевозки в большом каботаже. Перевозка между двумя портами Российской Федерации, которые располагаются в раз­ных морях;
    • перевозки в заграничном сообщении. Осуществление перевозок в порты других стран или из них.

    Воздушный транспорт осуществляет:

    а) внутренние воздушные перевозки – когда пункты от­правления, назначения и промежуточных посадок находятся на территории России;

    б) международные воздушные перевозки – когда пункты отправления и назначения находятся на терри­тории двух стран или на территории одной страны, но предусмотрена посадка на территории другой.

    Автомобильным транспортом производятся пере­возки во внутреннем и в международ­ном сообщении.

    Также виды договоров перевозки различаются в зависимости от того, что перевозится:

    • перевозки грузов;
    • перевозки багажа;
    • перевозки пассажиров;
    • перевозки почты.

    Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная, а на мор­ском транспорте — коносамент. Моментом заклю­чения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен. Он считается соблю­денным, если груз был выгружен или подан под разгруз­ку до истечения времени доставки.

    Правовое регулирование перевозок

    В правовом отношении перевозки регулируются в основном: Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внут­реннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.

    Договор перевозки представляет собой со­глашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить предоставленный ему отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель гру­за оплачивает за перевозку груза оговоренную плату.

    Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:

    • перевоз­чик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароход­ство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение пере­возок;
    • грузоотправитель — физи­ческое или юридическое лицо;
    • грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.

    Договор перевозки гру­зов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется та­рифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.

    Порядок заключения договора перевозки

    Заключение такого договора подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соот­ветствующим транспортным кодексом или уставом.

    Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной. Ее форму устанавливает специально упол­номоченный орган в области гражданской авиации. Перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется на основании транспортной накладной, которая оформляется на весь маршрут следования груза. После приема груза для перевозки морским транспортом по требованию отправителя перевозчик должен выдать ему коносамент.

    Основанием заключения договора перевозки являются предпосылки организационного характера. К таким предпосылкам относятся: заказы грузоотправителей; договоры об организации перевозок (навигационные, годовые и другие); админист­ративно-плановые акты, предусмотренные законом.

    Основные разделы договора перевозки груза

    В обязательном порядке договор перевозки должен содержать следующие основные разделы:

    Предмет договора

    Здесь приводятся условия договора, без которых документ не может быть заключенным. Нужно обязательно указать действия, производимые отправителем, перевозчиком и получателем груза, указанного в договоре или приложении к договору.

    Порядок и условия перевозки

    Должен быть указан пункт назначения груза, место передачи груза перевозчику и требования к используемому транспорту. Также необходимо указать, кто и за чей счет осуществляет погрузку и выгрузку груза, и порядок его выдачи получателю.

    Обязанности сторон

    Указываются обязанности перевозчика по определению количества транспортных средств, сроках подачи их под погрузку, а также сроках доставки груза в пункт назначения. Приводятся обязанности отправителя по подготовке груза к перевозке, его погрузке и разгрузке, сроках принятия груза в пункте назначения и оплате перевозки.

    Плата за перевозку груза и порядок расчетов

    Этот раздел содержит сведения о размере платы за перевозку груза, ее сроках и форме оплаты.

    Ответственность сторон

    Установленную в этом разделе договора ответственность стороны несут дополнительно к той ответственности, которая установлена законодательством Российской Федерации, в число которого входят транспортные уставы и кодексы.

    Обстоятельства непреодолимой силы

    Перечисляются обстоятельства непреодолимой силы, которые могут препятствовать исполнению заключенного договора (война и военные действия, восстания, землетрясения, наводнения, эпидемии, акты органов власти). Наступление таких обстоятельств продлевает срок действия договора на период, необходимый для устранения того или иного обстоятельства.

    Заключительные положения

    В заключительных положениях договора содержатся сведения о сроках его вступления в силу, о способах разрешения соров и разногласий, о внесении изменений и дополнений. Также сообщается о количестве экземпляров договора.

    Адреса и банковские реквизиты сторон

    Здесь указываются юридический и фактический адрес сторон договора. а также полные банковские реквизиты по которым происходит оплата.

    Образец договора перевозки

    Скачать образец договора:

    Как исполняется договор перевозки

    Моментом исполнения договоров перевозки является выдача перевезенного груза в указанном отправителем месте.

    Однако исполнение такого договора состоит не только в самой передаче груза, но и включает в себя некоторые подго­товительные действия, которые необходимы для того, чтобы получатель груза мог принять груз. К таким действиям относится объявление и уведомление о прибытии груза. Так, станция выгрузки должна известить грузополучателя о времени подачи вагонов с грузами под выгрузку не позже чем за два часа до их подачи. Уведомление посылается обычно в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующего дня.

    Если перевозчиком не будет послано уведомление, то он лишится права на получение платы за простои вагонов при выгрузке грузов грузо­получателем, а также права на плату за хранение груза в просроченные дни до посылки уведомления или объявления о прибытии груза.

    Так как уведомление о прибывших грузах не является основной работой перевозчика, а всего лишь дополнительной операцией, то за каждое уведомление грузополучателя о прибывших грузах взимается сбор.

    Особенности различных видов договора перевозки

    Договор перевозки железной дорогой оформляется накладной, являющейся главным пе­ревозочным документом. На всем пути следования груза она сопровождает его, а на станции назначения вместе с грузом выдается грузополучателю. Накладная имеет важное юридическое значение: 1) это обязательная письменная форма договора; 2) доказательство факта заключения договора и воплощение его содержания; 3) устанавливает законность лица на предъявление исков и претензий к транспортной компании при ненадлежащем исполнении договора перевозки.

    Договор воздушной перевозки предусматривает наличие перевозчика — зксплуатанта, обладающего лицензией на осуществление перевозки багажа, грузов, пассажиров или почты. Таким эксплуатантом может быть физическое или юридическое лицо, которое имеет право собственности (или иное право) на воздушное судно и использует его для полетов. У него должен быть особый сертификат для совершения полетов.

    Договор морской перевозки грузов зак­лючается:

    1. с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных трюмов. В таком случае заключается договор фрахто­вания судна или чартер, по которому одна сторона (судовладелец) предоставляет другой стороне (отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких суден на один или несколько рейсов для перевозки багажа, грузов и пассажиров;
    2. без каких-либо условий, когда договор оформляется коносаментом. Его обычно составляют в двух экземплярах, один из которых остается перевозчику, а другой получает отправитель в качестве основания для получения груза. На основании погрузочных документов коносамент составляет перевозчик, подписывает его капитан судна и выдает отправителю.

    Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что договор перевозки груза представляет собой документ, которым регулируются права, обязанности, а также ответственность сторон, участвующих в процессе перевозок конкретных грузов.