ЦБ предостерег страховщиков от излишних продаж и призвал проверять техосмотр Милотто

ЦБ предостерег страховщиков от излишних продаж и призвал проверять техосмотр

ЦБ предостерег страховщиков от излишних продаж и призвал проверять техосмотр

ОСАГО без суеты для клиента

Регулятор выпустил два информационных письма для страховщиков, в которых предупреждает о недопустимости навязывания покупки нового полиса при необходимости внесения в него изменений, например новых сведений об автовладельце. Также компаниям рекомендовано самим проверять прохождение техосмотра водителями, которые купили полис во время действия ограничений из-за пандемии. Лишний раз не дергать водителей страховщикам должна помочь обновленная база АИС ОСАГО, на которую претендует ЦБ.

Банк России разместил сообщение об обязанности компаний вносить изменения в полисы ОСАГО (электронные и бумажные) в случаях, когда автовладелец сообщает об изменении своих данных. «Например, если документы на машину были утеряны или похищены и гражданин получил дубликаты, он вправе изменить серию и номер документов на транспортное средство в договоре ОСАГО, и страховщик обязан это сделать по его заявлению»,— поясняет регулятор. Страховщики должны вносить изменения и в случае ошибок в полисе вне зависимости от того, кто их допустил — представитель компании или сам автовладелец.

ЦБ отмечает, что в ходе взаимодействия с участниками рынка в рамках поведенческого надзора была обнаружена практика, при которой компании отказывались вносить в полис изменения и предлагали клиенту оформить новый, что является нарушением закона.

В пояснении для “Ъ” ЦБ сообщает, что проблема не является критически острой, но регулятору «поступило несколько десятков жалоб по данным вопросам, в том числе в отношении крупнейших страховщиков на рынке ОСАГО». На форуме Агентства страховых новостей в разделе отзывов о компаниях встречаются сообщения автовладельцев о невозможности внести изменения в полис, например из-за получения нового водительского удостоверения, или о требовании компании аннулировать полис, если клиент допустил ошибку при его оформлении.

«В настоящее время союз не фиксирует наплыва жалоб по этой проблеме, за последние две недели мы столкнулись с единичными случаями требований по обнулению полисов, каждый случай, как правило, уникальный и разбирается в ручном режиме»,— сообщили “Ъ” в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Как говорит замглавы «Ингосстраха» Илья Соломатин, вряд ли такие проблемы на рынке можно назвать масштабными. «Вероятно, были некоторые неточности при запуске обновленной АИС ОСАГО,— предполагает он.— Если бы клиентов заставляли «перепокупать» полис, это сказалось бы на статистике жалоб в ЦБ — но регулятор говорит о снижении их числа — и об этом бы знал финуполномоченный». Впрочем, как сообщили “Ъ” в службе финомбудсмена, таких обращений от граждан к ним не поступало и, даже если бы это произошло, в компетенцию уполномоченного их рассмотрение не входит: он рассматривает споры имущественного характера.

Один из источников “Ъ” на рынке утверждает, что ошибки при покупке полиса далеко не всегда бывают невинны.

Известна практика, когда заводятся данные по маломощному транспортному средству и меняется регион для снижения премии. А все последующие изменения — это попытки привести полис в «рабочий вид» для получения выплат по нему. «Новые данные — это новый полис,— говорит и лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.— Все бумажные и электронные бланки номерные, недействующие или мошеннические полисы страховщикам же надо выводить из оборота». Напомним, корректность данных полиса сейчас можно проверить по базе РСА, но эксперт настаивает на необходимости автоматизации рассылки водителям уведомлений о статусе их полисов: это даст больше возможностей для проверки корректности данных.

Как базу ОСАГО готовят к переезду

Ранее ЦБ планировал в будущем лишить РСА контроля над обновленной АИС ОСАГО, переведя ее в свое ведение (см. “Ъ” от 17 июня), пока же, согласно еще одному сообщению ЦБ, база данных союза должна стать для компаний инструментом для самостоятельной проверки прохождения их клиентами техосмотра, если они «оформили полис в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года без диагностической карты». Напомним, из-за локдауна регулятор разрешил компаниям продавать полисы без этого документа под обязательство владельца сделать это до 31 октября, при этом невыполнение этого требования означает возможность предъявления автовладельцу регрессного иска от страховщика в случае ДТП.

Татьяна Гришина

Источник