Что такое цифровой тахограф
Содержание
- 1 Что такое цифровой тахограф
- 2 Различия тахографов. СКЗИ или ЕСТР: какой выбрать
- 3 Цифровые тахографы
- 4 Цифровые или аналоговые тахографы
- 5 Что такое тахограф и для чего необходимо его устанавливать?
- 6 Тахограф — что это? Юрдические тонкости использования прибора в 2019 году
Что такое цифровой тахограф
Тахограф — это устройство регистрации режимов труда и отдыха водителей и пройденного пути и скоростного режима движения транспортного средства.
Это техническое определение устройства, которое на самом деле, не проясняет сути устройства, а уводит в сторону. Потому что техническая составляющая, для этого устройства, всегда вторична, а первичной составляющей, является социальная составляющая, которая неразрывно связана с Соглашением ЕСТР ( AETR в варианте на английском языке).
ЕСТР – это международное соглашение полное название, которого звучит так: — «ЕВРОПЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ, КАСАЮЩЕЕСЯ РАБОТЫ ЭКИПАЖЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРОИЗВОДЯЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ». Все страны-участники Соглашения ЕСТР (в том числе и Россия) взяли на себя обязательства обеспечить выполнение требований ЕСТР на своей территории и способствовать в этом другим участникам всеми необходимыми для этого средствами. Все страны принимают решение о принятии того или иного положения Соглашения единогласным согласием с этим решением. Процедура инициализации и принятия любого нового положения Соглашения ЕСТР очень подробно расписана в тексте самого Соглашения. Поэтому любое ответственное лицо, которое желает давать советы по оптимизации систем контроля обязано для начала познакомиться с положениями этого Соглашения, чтобы не вызывать удивления у других участников Соглашения ЕСТР.
Чтобы осознать суть понятия «Тахограф» — необходимо дать другое определение: —
Тахограф
– это устройство, обеспечивающее выполнение требований Соглашения ЕСТР по осуществлению постоянного, автономного и объективного контроля параметров, оговоренных в документах ЕСТР, таким образом, чтобы обеспечить принципы неотвратимости наказания за нарушения требований Соглашения ЕСТР и равноправия всех сторон , участвующих в Соглашении ЕСТР.
Вот это и есть европейский тахограф, а техническое определение, в этом случае, выглядит очень просто: — тахограф, это контрольное устройство полностью соответствующее требованиям ЕСТР (Директива № 3821/85), включая все поправки к нему, и получившее сертификат утверждения типа контрольного устройства согласно требованиям ЕСТР.
Другой вопрос — а каково же, основное предназначение контрольного утсройства? Вот здесь и выходят на первый план параметры контроля:
— режимы труда и отдыха водителей
— пройденный путь ТС
— скоростной режим движения ТС
— регистрация попыток манипуляции
— регистрация всех действий по управлению тахографом
— регистрация нарушений целостности системы защиты информации
— предупреждение о необходимости действий
и некоторые служебные команды.
Посмотрев на этот список, становится ясно, что нельзя так упрощать понятие тахографа, как оно дано в техническом определении устройства.
Поэтому то, какие параметры регистрируются, и как реализована процедура контроля – это вопрос производителя, который обязан выполнить требования единого стандарта на контрольное устройство. В ином случае происходит принципиальное упрощение понятия устройства, до какой степени, что полностью извращается его суть.
Чтобы техническая сторона соответствовала действительности нужно изучить документы ЕСТР и спецификацию на контрольное устройство (в том числе и цифровое), в противном случае, создается впечатление, что любой способ контроля режимов труда и отдыха и скоростного режима движения – подходит под понятие тахографа, а это далеко не так.
Определяющими факторами в понятии тахографа являются принципы контроля: постоянный, автономный, объективный
и, самое главное, обеспечивающий неотвратимость наказания. Именно из-за двух последних принципов: объективности и неотвратимости наказания внедрение тахографов встречает активное сопротивление на самом высоком уровне в каждом государстве-участнике Соглашения. Такое сопротивление наблюдалось в Европе в период внедрения цифрового тахографа, а сейчас будет очень активно проявляться в России.
Различия тахографов. СКЗИ или ЕСТР: какой выбрать
Обязательность требования установки тахографов на транспортные средства уже несколько лет является серьезной проблемой, особенно, для транспортных компаний. Когда речь идет об оснащении телематическими устройствами десятков, сотен автомобилей, вопрос выбора между системами СКЗИ или ЕСТР актуален. Экономия может измеряться миллионами рублей.
Технические различия
- ЕСТР – европейский стандарт тахографии. С юридической точки зрения он опирается на требования международного стандарта качества ISO. Международное соглашение на использование технологии ЕСТР было подписано представителями большинства европейских стран, в 1978 году (Россия присоединилась к соглашению позднее). Таким блоком оснащены тахографы европейского производства.
- Блок СКЗИ – отечественная разработка для внутреннего рынка. Вывоз такого тахографа за пределы РФ (даже в страны Таможенного союза) запрещен. Блок СКЗИ представляет собой накопительное устройство с функцией криптозащиты информации от внесения изменений. Хранится она в течение всего периода эксплуатации устройства.
Достоинства и недостатки тахографов разных типов оцениваются по нескольким параметрам. Причем водительские карты евро-образца нельзя использовать для тахографа СКЗИ. И наоборот: карты водителя СКЗИ не пригодны для установки в ЕСТР.
Транспортным компаниям желательно использовать тахографы одного типа на всех автомобилях. Иначе на каждого водителя придется делать по две карты. А это двойные затраты.
Стоимость установки и эксплуатации
Еще пять лет назад тахографы ЕСТР считались более экономичными, чем оборудование с блоком СКЗИ. К 2016 году цены в магазинах подравнялись. Средняя стоимость первой разновидности – 25-30 тысяч рублей, второй – 27-35 тысяч.
Причем для европейского стандарта обязательно требование установки датчика скорости. Обходится он в 5-7 тысяч рублей. Для российских приборов с блоком криптозащиты эти затраты обязательными не являются. Расчет скорости выполняется по спутниковым данным ГЛОНАСС.
Тахограф ЕСТР несколько более выгоден в обслуживании. Блок СКЗИ раз в три года подвергается замене. Стоимость операции: 13-15 тыс. рублей + 2,5 тыс. рублей за калибровку. Обслуживание евро-тахографа обходится только калибровкой. Правда, выполнять ее следует один раз в два года, а не в три, как СКЗИ. Незначительная, на первый взгляд, разница на выходе дает увеличение затрат на 50% и «выпадение» каждой машины на один лишний рабочий день в течение двух лет. С учетом прибыли, которую приносит компании каждое ТС, разница в стоимости ТО уже не выглядит существенной.
Водительские карты
У водительских карт для тахографов также есть различия:
- визуальные отличия карт водителя (шрифты, водяные знаки разных видов);
- для карт тахографов с СКЗИ в качестве дополнительной меры защиты предусмотрен PIN-код, у карт ЕСТР его нет;
- карты СКЗИ и ЕСТР различаются информацией на микрочипах, именно поэтому использование карт одного типа для тахографов другого невозможно.
В порядке оформления водительских карт также существуют различия.
Во-первых, карты СКЗИ дешевле. «Ключ» к тахографу российского стандарта обходится приблизительно в 2,5 тыс. рублей. «Евро» — 3,5 тыс. рублей.
Во-вторых, срок изготовления карты ЕСТР вдвое дольше. Отечественный вариант компании придется ждать не более 10-12 рабочих дней (обычно, меньше) до возможности вывода вновь принятого водителя на рейс. Производство карт евро-стандарта длится 21 рабочий день. То есть между приемом водителя на работу (и необходимостью платить ему зарплату) и фактическим ее началом проходит месяц.
Степень защиты
Более защищенным от внесения изменений в показания считается тахограф стандарта ЕСТР. Шифрующим устройством у него является датчик скорости. Он кодирует информацию и отправляет на хранение в память устройства «в готовом виде». Установка подмоток и прочих устройств обмана системы вразрез сигнала от датчика скорости может быть обнаружена при проверке (нестабильные показания, наличие ошибок). А это чревато штрафом.
Устройство тахографов с блоком СКЗИ таково, что шифрование сигнала происходит в самом блоке криптозащиты. Имеющаяся там информация хорошо защищена от взлома, но вот исказить поступающую в него информацию значительно проще. Именно на этом принципе основана работа подмоток для тахографа. Поэтому их эффективность значительно выше.
Какая из разновидностей будет пользоваться преимуществом – решать пользователю. С одной стороны, можно «сэкономить» на штрафах за превышение скорости и нарушении режимов работы водителей, с другой – выше риск обмана со стороны сотрудников – накрутки пробега, слива топлива, выполнения «калымов» за счет основной работы.
Юридические аспекты
Выбор как таковой между стандартами СКЗИ и ЕСТР был актуален для компаний до 2014 года. В настоящее время порядок использования тахографов регламентируется Приказом №36 Министерства транспорта России. В соответствие с ним, все транспортные средства, предназначенные для работы на территории РФ, должны быть обеспечены тахографами с блоком СКЗИ. Европейский стандарт применяется только для ТС, выезжающих за рубеж.
Блок криптозащиты находится в юрисдикции ФСБ, поэтому его перемещение в сопредельное государство приравнивается к разглашению государственной тайны и преследуется в соответствие с УК РФ.
С 2014 года право на использование тахографов ЕСТР сохраняется только для компаний, в документах которых есть пометка о праве на международные перевозки. Если компания меняет профиль (уходит с международного транспортного рынка), тахографы всех ее ТС подлежат замене.
Замена тахографа предстоит компании и в том случае, если приобретается ТС зарубежного производства, на которые заводом установлены тахографы, тип которых не соответствует требованиям приказа №36 Минтранса.
Независимо от типа установленного тахографа, главное – его назначение: минимизация нарушений ПДД, ненормированных графиков труда водителей и повышение общей безопасности междугородных перевозок. Строгое соблюдение требований законодательства РФ – гарантия успешной работы на рынке транспортных услуг.
Цифровые тахографы
Цифровой тахограф является новой вехой в истории тахографии. Это гораздо более совершенное и актуальное средство, нежели предшественники. Прибор имеет систему самодиагностики и защиты сигнала, благодаря чему практически исключаются незаконные манипуляции с ним, такие как отключение тахографа, подмотка пробега, и прочие методы получения водителем личной выгоды.
Цифровой тахограф – это устройство, предназначенное для контроля скорости и пройдённого пути транспортного средства, времени труда и отдыха водителя.
Цифровой тахограф сочетает в себе функции часов и спидометра. Вмонтированный в транспортное средство, тахограф фиксирует скорость транспортного средства и время его движения и простоя. Есть 4 типа деятельности: работа, другая работа, перерыв, доступность.
Цифровой тахограф хранит цифровые данные о времени вождения и отдыха водителя в памяти самого тахографа и на карте водителя.
Цифровой тахограф включает в себя регистрирующее устройство транспортного средства с двумя слотами для карточек и дисплей. Он подключён к коробке передач через защитный сенсор. Регистрирующее устройство – это центр системы, оно способно хранить информацию о водителях и их периодах вождения в течение примерно 12 месяцев в массовой памяти.
Регистрирующее устройство также хранит информацию о нарушениях, попытках взлома системы, превышениях скоростного режима, калибровочных данных и о последнем доступе к данным каким-либо лицом, например, инспектором.
Отличительные черты цифрового тахографа заключаются в том, что информация записывается о деятельности различных водителей, управляющих данным транспортным средством за интервал 365 дней. Сведения о деятельности водителя хранятся с интервалом 28 суток. Затем на автопредприятии информация скачивается и хранится в базе данных, а также выводится в виде распечатки на принтере тахографа, чтобы можно контролировать деятельность водителя.
Устройству для правильной работы необходимы несколько видов карт:
— карта предприятия (оператора грузоперевозок),
— карта мастерской (калибровочного центра) и
Каждая карта позволяет вышеуказанным лицам получить доступ к информации, хранящейся на цифровом тахографе.
Цифровые тахографы бывают двух видов:
- соответствующие требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 г. (контрольные устройства российского производства).
Тахографы российского производства устанавливаются на ТС, осуществляющие пассажирские и грузоперевозки в пределах РФ. Российские тахографы эксплуатируются с применение карт российского образца.
- соответсвующие требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (тахографы европейского производства).
Такие тахографы используются с картами европейского образца.
Все транспортные средства, зарегистрированные после 16 июня 2010 года включительно должны быть оборудованы цифровыми тахографами. Цифровой тахограф обеспечивает более высокий уровень надёжности регистрации данных и может хранить больший объём информации. Цифровой тахограф должен быть использован с картой водителя, на которой хранятся данные водителя, которые вы можете загрузить с помощью специального оборудования: прибор для быстрой загрузки данных RS Digidown и считывающее устройство для карты (карт-ридер) RS Card Reader.
Цифровые устройства контроля за режимами труда и отдыха водителей, прошедшие процедуры официального утверждения типа в соответствии с требованиями ЕСТР
Марка (модель) цифрового контрольного устройства
Производитель
Знак
официального утверждения типа
Внешний вид
DTCO 1381
Continental Automotive GmbH ,
( Siemens VDO Automotive AG )
e1 84
SE5000 / SE5000 Exakt
Stoneridge Electronics AB , Швеция
e 5 0002
EFKON AG, Австрия
e1 200
I ntellic GmbH, Австрия
e1 222
Ac tia S.A. , Франция
e2 25
e2 26
e2 29
e2 30
При выборе устройства контроля для оснащения транспортного средства, следует руководствоваться информацией официального утверждения типа о соответствии данного устройства требованиям ЕСТР с учетом вступления в действие 1 октября 2011 года положений Постановления комиссии ЕС 1266/2009.
Цифровые устройства контроля за режимами труда и отдыха водителей, прошедшие в России процедуры обязательной сертификации в соответствии с требованиями технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 г.
Цифровые или аналоговые тахографы
Основным способом для контроля автомобильных перевозок являются тахографы. С помощью этих приборов можно отследить, сколько расходуется топлива, соблюдение скоростного режима, реальный пробег автомобиля, режим дня водителей. Также они позволяют осуществлять более эффективный контроль за транспортными потоками, что в свою очередь помогает оптимально использовать имеющийся автопарк.
Выбор тахографа
Выбирая тахограф, следует учитывать функционал устройства, выполнение требований действующего законодательства, стоимость и возможные скрытые расходы, условия обслуживания по гарантии.
Внедрение тахографов происходило поэтапно:
1 Первоначально, начиная с апреля 2014 года, устанавливались на транспорте, который использовался в перевозках опасных грузов;
2 июль 2014 года — должны были оснащаться междугородние и международные автобусы и грузовые автомобили массой свыше 15 тонн;
3 сентябрь 2014 года — автобусы и грузовики с массой 12-15 тонн;
4 апрель 2015 года — транспорт, который предназначен для использования в перевозках пассажиров (автобусы и микроавтобусы) и грузовики массой от 3,5 тонн.
Как известно существует два вида тахографов: аналоговый и цифровой.
Аналоговый тахограф: в законе или нет?
Как правило, с круглым циферблатом, часами и спидометром. На панели показывается скорость автомобиля, время в пути, маршрут, который был пройден за определенный участок времени, режим дня водителя, а также световые сигналы, используемые для оповещения о неисправном оборудовании или превышения максимальной установленной скорости.
Согласно положению закона, утвержденного в 2015 г., начиная с 1 января 2018 г., запрещено использование аналогового тахографа.
Весь транспорт, коммерческого назначения, используемый на всей территории России, должен быть в обязательном порядке оборудован цифровыми тахографами. Аналоговые должны быть демонтированы и утилизированы.
Цифровой тахограф
Пользоваться цифровым тахографом довольно просто, так как этот прибор полностью электронный. По своим характеристикам полностью превосходит все известные аналоговые устройства. В нем исключены любые незаконные действия в отношении записываемых данных, в связи с установленными в них системами диагностики и модулю защиты сигнала.
Невозможно каким-либо образом отключить это устройство. Нет возможности увеличить или уменьшить пробег, выполнить какое-либо другое действие для получения личной выгоды. Также в приборе используются часы и спидометр. Указывается, сколько автомобиль находился в дороге, а также время остановки и стоянки, используемой для отдыха. Данные приходят от систем ГЛОНАС и GPS, которые работают от спутников, расположенных на орбите Земли.
Существует единый стандарт, на основе которого и устанавливаются устройства контроля. Выбор зависит от географии использования транспорта:
1 При передвижении по междуранодным маршрутам должны быть установлены тахографы, которые отвечают нормам ЕСТР. В оборудовании должен использоваться независимый сигнал движения IMS и обязательно использование штатного датчика движения KITAS II+. Оборудование должно быть сертифицировано.
2 При осуществлении перевозок внутри РФ по междугородним маршрутам должно устанавливаться оборудование, отвечающее требованию приказа Минтранса России №36 и которое включено в список моделей, допущенных к использованию.
Установка и настройка устройства
Тахографы разных моделей различаются в управлении и способе выгрузки собранной информации. Нужно учитывать существование информации технического и справочного характера, а также наличие специалистов, которые должны осуществить установку, обслуживание по гарантии.
Нужно учитывать возможность использования выбранной модели в транспортных средствах, произведенных в России без осуществления переоборудования транспорта.
У каждого из разрешенных средств контроля есть свои преимущества:
Тахографы, которые отвечают требованиям ЕСТР, обладают надежностью и высоким качеством и удобством в использовании. Информация в них максимально защищена. Использовать такие устройства разрешается на территории любых государств в ЕС.
Тахографы, которые отвечают требованиям Минтранса устанавливают на автомобили с панелью под 1DIN. Производится выгрузка с использованием стандартного Flash-накопителя и соединяют с трекинг системой ГЛОНАС. Существует широкая дилерская сеть. Процедура установки оборудования очень простая.
В отличии от аналогового устройства, цифровой тахограф имеет очень приятную и многоцелевую форму, поэтому его можно запросто установить в микроразъем, где обычно стоит магнитола. При этом, безусловно, сохраняется заводской спидометр автомобиля, установленный у вас за рулем, что в случае с аналоговым вариантом невозможно, так как там проходит смена данного компонента. Таким образом, процесс монтажа несколько упрощается, а кроме того, имеется вероятность не отступать от норм безопасности в автомобиле.
Подключение цифрового аппарата к единой электрической сети автомобиля также не вызывает проблем, процедура протекает весьма ровно, однако при этом должны работать только лишь специалисты.
По поводу специалистов имеется отдельный нюанс, потому как тахограф убедительно рекомендовано устанавливать только лишь в специальных салонах либо автомастерских, у которых имеется разрешение от ФСБ и грамотные сотрудники. Только лишь в подобных организациях все будет сделано качественно и с гарантией. Здесь же вы сможете пройти первичную и последующие калибровки, настройку и другие необходимые процедуры.
А еще есть «умные» тахографы, о которых вы можете прочитать в этой статье.
Заключение
Как видите, тахограф – это весьма нужная вещь, естественно для тех, кто работает в определенных фирмах и им требуется выполнять продолжительные транспортировки грузов. Что касается подбора и конструкции этого аппарата, то здесь также все достаточно просто, главное выбрать оптимальную модель и отыскать автомобильный салон, где вам поставят прибор законно, по абсолютно всем правилам, так вы оградите себя от множества трудностей. Что же касается того, какой тахограф подобрать, то здесь проблем больше возникнуть не должно, выбор свой нужно останавливать только лишь на цифровом варианте.
Что такое тахограф и для чего необходимо его устанавливать?
В последнее время все более активно обсуждается тема тахографов. Напомним, что в соответствии с Приказом № 36 тахограф необходимо устанавливать на транспортные средства категорий N2, N3, M2, M3 — это грузовые ТС весом более 3,5 тонн и ТС, осуществляющие пассажирские перевозки на территории России.
С 1 апреля 2014 года вводятся штрафы за отсутствие тахографа для отдельных категорий ТС, в связи с чем ажиотаж вокруг этого вопроса только усиливается. Ситуацию усугубляет и то, что многие, кого установка тахографов коснется напрямую, еще не разбирались в этом вопросе или, видимо, недооценивают серьезность предстоящих нововведений. Установить тахограф в компании ЛАТ-Телематика вы сможете в день обращения, звоните что бы записаться на бесплатную диагностику.
Что такое тахограф и для чего необходимо его устанавливать
Тахограф — контрольное устройство, устанавливаемое в автомобиль, предназначенное для регистрации режимов движения, труда и отдыха водителей. На сегодняшний день эти устройства принципиально делятся на 2 категории. Первая включает контрольные устройства, которые эксплуатируются в Европе в соответствии с ЕСТР — Европейским соглашением о режиме труда и отдыха водителей. Именно они устанавливаются на ТС, выезжающие за границу. Вторая категория включает прибор с блоком СКЗИ, утвержденные Приказом № 36. Тахограф может быть оборудован GPRS-модулем, который, в свою очередь, позволяет осуществлять мониторинг движения ТС.
Допускается установка тахографа, не только цифрового, но и аналогово. Если тахограф был установлен на заводе изготовителе транспортного средства. В любом другом случае по российскому законодательству допустима установка только цифрового тахографа. Т.е. если прибор учета времени работы и отдыха водителя установлен на заводе, он может быть и аналоговым. Или как его называют водители шайба.
Мастерская ЛАТ-Телематика существует на рынке с 2013 года, поэтому внимательно изучаем все новые государственные законодательные инициативы. В Группе компаний ЛАТ, существует подразделение, которое занимается эвакуацией автомобилей и спецтехники. Поэтому наши эвакуаторы периодически совершают транспортировки неисправных автомобилей из-за границы в том числе, где тахографы — это норма. И после внесений изменений в законодательство РФ, было принято решение об организации и открытии собственного сервисного центра, осуществляющего установку тахографов в Санкт-Петербурге, гарантийный и после гарантийный ремонт и обслуживание, тем самым оказавшись в центре событий.
Причини повышенного интереса к тахографам несколько, вступили в силу Федеральные законы о тахографа, регламентирующие их установку на транспортные средства.
Как ни странно, установка контрольных устройств — давняя история. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, нужно пройтись по длительной цепочке нормативных документов.
Первый законодательный документ, в котором было предписание установки контрольных устройств, появился еще в 1995 году —Федеральный закон № 196 «О безопасности дорожного движения». Статья 20 этого закона обязывала юридические лица и предпринимателей организовать работу водителей в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения. Положение п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ подлежит применению с 1 января 2013.
Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 № 720 в соответствии с Законом № 184-ФЗ утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. В соответствии с ним транспортные средства категорий N2, N3, M2, M3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению этими устройствами. Данное требование применяется уже с 23 января 2012 года.
Постановлением Правительства РФ № 1213 от 23 ноября 2012 года установлено, что требования к тахографам, категории и виды ТС, правила обслуживания и контроля контрольных устройств утверждаются Министерством транспорта РФ по согласованию с ФСБ РФ. И во исполнение этого постановления, Минтранс издал Приказ № 36 от 13 февраля 2013 «Об утверждении требований к цифровым устройствам контроля, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых ими, правил использования, обслуживания и контроля их работы, установленных на транспортные средства». Именно в этом Приказе и появились тахографы с блоком СКЗИ, которые существенно усложнили жизнь как сервисных мастерских, так и предприятий, эксплуатирующих технику указанных категорий. Тем не менее, есть много пробелов в этих приказах и постановлениях.
Сейчас в Министерстве юстиции России на регистрации находится Приказ № 273″Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» от 21 августа 2013. Несмотря на то, что на официальных сайтах есть несколько редакций этого Приказа (поэтому какой именно вариант сейчас находится в Министерстве юстиции — неизвестно), могу отметить, что в данном Приказе есть существенные поправки, влияющие непосредственно на деятельность Компании ЛАТ и других перевозчиков, а именно:
- отсрочка до 1 апреля 2015 года для транспортных средств категории N2 по установке тахографов с СКЗИ,
- принятие тахографов ЕСТР (для автомобилей, не выезжающих заграницу) до 1 января 2016 г.,
- четкая формулировка в отношении транспортных средств, имеющих карточки допуска для осуществления международных автомобильных перевозок грузов, пассажиров и установка на них тахографов в соответствии с требованиями ЕСТР.
Тахографы с блоком СКЗИ (НКМ), чисто российская особенность. В других странах (включая страны содружества) по закону эксплуатация транспортных средств с установленным тахографом СКЗИ, запрещена.
Это блок системы криптографической защиты информации, который выполняет несколько функций: например, позволяет настраивать и подключать данные о текущем времени, дате, местонахождении ТС. Но одним из принципиальных моментов является то, что СКЗИ обеспечивает сохранение информации в первоначальной форме, то есть записанные данные в дальнейшем невозможно будет изменить. Автопредприятие обязано хранить эти блоки и данные сроком 1 год.
Размер штрафа, напрямую зависит от текста Приказа № 273, который находится на регистрации. Для разных категорий транспорта штрафы начинают действовать в разное время.
До 1 апреля 2014 года приборами контроля должны быть оснащены транспортные средства категорий N2, N3, используемые для перевозки опасных грузов, а также транспортные средства категории N3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для международных перевозок, автобусы категорий М2 и M3, используемые для перевозки пассажиров.
До 1 сентября 2014 года тахографами должны быть оснащены транспортные средства категории N3, используемые для перевозки грузов, не относящихся к опасным.
До 1 апреля 2015 года этими устройства должны быть установлены на транспортных средствах категории N2, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным.
Размеры штрафов за отсутствие тахографов составляют от 1000 руб. до 3000 руб. на физическое лицо и от 5000 до 10000 руб. на юридическое лицо. Данные наказания до 1 апреля 2014 года применяются только к ТС, осуществляющим международные автомобильные перевозки.
Тем не менее, Автодорожный надзор может наложить взыскание за отсутствие и сегодня. Повторю, что требование по установке действует уже давно.
Может сложиться мнение что с установкой тахографа можно не спешить до 2015 года, но это не совсем так.
Требование к тахографам для транспортных средств категорий N2, N3, M2, M3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов, действует с 2012 года. Сейчас речь идет об утвержденном Минтрансом перечне устройств контроля, которые применяются на территории России, и наличии в них блока СКЗИ.
Поэтому отсутствие тахографа на обозначенных категориях ТС — это нарушение. И нет смысла дожидаться крайних сроков или проверок Автодорожного надзора. Сейчас можно в спокойном режиме выбрать и установить тахограф, заказать карты водителей и автопредприятия; разобраться с тем, как вы будете считывать и хранить информацию с них. Отсрочка установки контрольных устройств приведет к тому, что наши мастерские, просто не смогут предоставить всем желающим нужный сервис и обеспечить всех желающих необходимым оборудованием. Ведь их в Санкт-Петербурге — аккредитованных Минтрансом — всего около 20. И далеко не все из них работают со сторонними заказчиками. Многие организованы для обслуживания своих собственных автопарков или производителей техники.
Но не во всех случаях транспортное средство может быть оборудовано тахографом с блоком СКЗИ, под эту категорию транспортных средств попадают ТС категории М2 и М3, которые осуществляют регулярные городские и пригородные перевозки в соответствии с «Правилами перевозок пассажиров и багажа», утвержденными Постановлением № 112 Правительства РФ.
Какой тахограф лучше установить, каждый владелец ТС решает сам, все устройства очень близки по своему функционалу, и по большому счету каждый выбирает какой тахограф купить, исходя из того какая на тахограф цена. Но это не всегда приводит к экономии. Если судить по отзывам наших клиентов и опыту мастеров установки тахографов. То к золотой середине можно отнести устройства марки атол тахограф от этого производителя, проявил себя наиболее надежным устройством. Цена тахографа с установкой ниже европейских в среднем на 5-6 тысяч рублей. Это относиться к устройствам как с блоком СКЗИ так и без него.
Также установка тахографов с блоком СКЗИ не требуется для транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок. Они должны быть оснащены контрольными устройствами, соответствующими ЕСТР.
Мастерская ЛАТ-Телематика аккредитована Минтрансом России и внесен в перечень допущенных мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (номер клейма RUS481 и РФ0266).
Специалисты ЛАТ-Телематика всегда готовы помочь клиентам решить их проблему. Приложить максимум усилий для того что бы Вы обращались к нам для проведения регламентных работ по тахографу. Свяжитесь с нами, мы ответим на все вопросы, относительно тонкостей установки тахографов.
Тахограф — что это? Юрдические тонкости использования прибора в 2019 году
Вас обязали в 2019 году установить на своё авто тахограф? Знаете ли вы, что такое тахограф и как его установить?
Законодательство никогда не стоит на месте, оно постоянно обновляется и подстраивается под нужды государства и народа. В 2018 году такие изменения коснулись и автомобилистов, которых обязали установить на свою машину тахограф. Но тахограф — что это? И зачем он нужен?
Что такое тахограф?
Тахограф – это контрольное устройство, которое устанавливается на борту автомобиля. Этот прибор одновременно регистрирует несколько показателей: скорость передвижения автомобиля, время, пробег, а также контролирует отведённое время для работы и отдыха экипажа машины. Поэтому тахограф можно с лёгкостью назвать маленьким помощником для водителя.
Ваше управление транспортным средством станет легче после установки этого маленького прибора, потому что он:
- будет точно регистрировать и сохранять данные о километраже пробега;
- будет контролировать вашу скорость движения и подавать сигналы, когда вы разгонитесь слишком быстро;
- будет помогать вам в спорных ситуациях с дорожно-патрульной службой. Прибор сохраняет в себе информацию о качестве вашего движения, поэтому в некоторых ситуациях эти данные можно предъявить в качестве доказательства своей невиновности;
- так как прибор фиксирует данные о пробеге, и его нельзя никак увеличить обманным путём, устройство подскажет вам, когда придёт время техосмотра или замены масла.
Тахограф поможет организации вести финансовую отчётность, так как прибор контролирует и записывает время отдыха и работы водителя. Следовательно, предприятие может оценить эффективность работы персонала и сделать соответствующие выплаты. Но в большей части, тахограф ставится не для организации, а для самого водителя. Для того чтобы лучше понять преимущества этого контрольно-бортового устройства необходимо для начала разобраться в его принципах работы.
Принцип работы тахографа
Внутри тахографа есть несколько деталей, которые способствуют в выполнении основных функций устройства:
- Датчик скорости. Именно он контролирует ваш скоростной режим и пройдённое расстояние.
- Сильная аккумуляторная батарея, которая позволяет прибору обходиться без дополнительной подзарядки продолжительное время.
- Бортовое устройство. Оно контролирует то, как водитель распоряжается своим временем на работу и отдых.
Также тахограф обладает энергонезависимой памятью. То есть даже, если вы забудете на продолжительное время об устройстве, после его подзарядки данные на нём останутся целыми. Для того чтобы получить доступ к сохранённой информации необходимо 4 специальные карты:
- водительская карта. Она предназначена для хранения информации об одном водителе, его передвижениях, скоростях, времени работы за последний календарный год;
- мастерская или карта автосалона. Предназначена специально для конкретной организации, которая настраивает и вносит изменения в прибор;
- карта компании. Она используется для хранения информации о будущих рейсах и других водителей компании. Такая карта используется в основном для передачи данных об организации;
- карта инспектора. Необходима для считывания информации с водительской карты, то есть для получения данных о передвижении конкретного водителя за какой-либо промежуток времени.
Виды тахографов
Хоть принцип работы у всех тахографов одинаковый, у них есть свои виды и разновидности. Например, есть круглые тахографы, которые устанавливаются в спидометр или прибор радиоформата, который устанавливают в магнитолу. Также тахографы могут быть цифровые или электронно-механические. Но, последний вариант давно устарел, и в 2019 году в России велика вероятность, встретить именно цифровой тахограф, ведь его невозможно обмануть. Этот прибор оснащён высоким уровнем защиты от взлома, и в случае попытки взлома, тахограф подаст сигнал в компанию и водителя привлекут к ответственности.
На какие автомобили необходима установка тахографа в России?
Как понятно из описания, что такое тахограф и для чего нужен тахограф в автомобиле, далеко не каждое транспортное средство должно быть оборудовано этим устройством. Обязательная установка тахографа должна быть в:
- Грузовые автомашины, масса которых более 3 500 килограмм.
- Пассажирские автобусы, в которых более 8 сидячих мест и с весом до 5 000 килограмм.
- Автомобили класса М2, М3, N2 и N.
- Машины, используемые для перевозки опасных грузов с массой более 3 500 килограмм.
- Самосвал.
Также наличие тахографа определяется на основании того, кто является владельцем автомобиля:
- автомобиль юридического лица – прибор должен быть в наличии;
- автомобиль физического лица, которое осуществляет перевозку людей или грузов – наличие прибора обязательно;
- автомобиль физического лица, но управляет им ИП – должен быть тахограф;
- автомобиль индивидуального предпринимателя – тахограф обязателен.
Какие тахографы устанавливаются в России?
Законодательство, которое регулирует правила использования тахографов, часто изменяется, поэтому необходимо время от времени проверять его на наличие изменений. Согласно установленным нормам, на территории России разрешено устанавливать приборы системы СКЗИ, так как она является самой надёжной.
На сегодняшний день российские водители могут законно пользоваться следующими приборами:
- ТЦА-02НК;
- КАСБИ DT-20M;
- ШТРИХ ТахоRUS (оба варианта);
- Drive 5/Drive Smart;
- Меркурий ТА-001;
- Siemens DTCO (VDO) 3283 (единственный зарубежный вариант).
- Intellic GmbH — EFAS V2 RUS.
Куда не нужно устанавливать тахограф?
Помимо списка машин, на которых тахограф должен быть обязательно, существует перечень автомобилей, на которых установка прибора не требуется:
- автомобили, которые были оснащены тахографами до 8.11.2013 года;
- учебные некоммерческие авто;
- военные машины;
- троллейбусы;
- эвакуаторы;
- машины инкассации;
- специализированные авто;
- автокраны;
- скорая помощь, пожарные автомобили;
- лаборатории и мастерские на колёсах;
- зарегистрированные машины в Гостехнадзоре, то есть трактора, самоходный транспорт и т.п.;
- машины органов оперативно-розыскной деятельности;
- передвижные телевизионные студии;
- хозяйственные автомобили, а также авто для содержания дорог;
- некоммерческие авто старше 30 лет.
Установка тахографа
Первым дело нужно знать то, что самостоятельная установка тахографа запрещена на законодательном уровне! Такие правила введены для того, чтобы самоуверенные водители не попались на штрафы ГИБДД из-за неверной работы прибора. Ещё установка тахографа – это очень трудоёмкая и требующая терпения работа, и если вам по принятому закону необходим тахограф, то обращайтесь в специализированные организации, которые могут документально доказать своё право на это.
Для установки в автомобиль этого устройства мало разбираться в технической части машины, также нужно знать, как работать с электроникой, ведь антенны и провода не терпят к себе пренебрежения и незнания.
Стоимость оборудования транспортного средства тахографом
Водителей интересует два вопроса: «Кто обязан установить тахограф?» и «Сколько стоит установка прибора?». На первый вопрос мы уже дали ответы, а что касаемо второго вопроса, так конечная цена установки будет напрямую зависеть от выбранной вами модели. Разброс цены колеблется от 29 000 рублей до 42 000.
Использование тахографа
Перед тем, как начать ознакомление с процессом использования тахографа, сначала нужно разобраться, что такое карта водителя для тахографа и что она из себя представляет. Карта водителя – это своеобразный чип-карта, на которой присутствует фотография водителя, то есть её владельца, его ФИО, дата рождения и место жительства. Этот чип используется для выдачи необходимой информации.
Примерная стоимость карты составляет от 500 рублей, а также вместе с картой вам выдадут личный пин-код, который вы должны запомнить или хранить всегда рядом с собой. Но ни в коем случае не в машине, рядом с картой! Чтобы никто из посторонних не мог «влезть» в прибор.
Для лучшего ознакомления с картой нужно знать, как пользоваться тахографом с картой водителя пошагово:
- Установите карту водителя в первый слот в начале вашей смены так, чтобы чип был наверху.
- Введите пин-код. В случае ошибки ваша карта заблокируется, и чтобы снять блокировку потребуется ввести PUK – код, который имеется у вас вместе с картой.
- После того, как вы ввели карту, на экране прибора высветиться ваше ФИО. Если этого не произошло, попробуйте вставить карту ещё раз до щелчка.
- Далее вы настраиваете распорядок своего дня: режимы отдыха и работы.
- Пока вы управляете авто, на экране тахографа будет изображён руль – это означает, что прибор считает время вашей работы. Время отдыха начнётся после выключения зажигания.
- Самое важное условие пользования тахографом – не вынимать его до окончания рабочего дня.
Штраф за отсутствие тахографа в 2019 году
Важно помнить, что тахограф является обязательным устройством для строго определённых автомобилей. И если по закону вас обязали уставить этот прибор, но вы проигнорировали это требование, к вам, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, применят денежные санкции. Так за нерабочее состояние тахографа или за его отсутствия, если вы являетесь:
- должностным лицом – штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
- водителем – штраф от 1 000 до 3 000 рублей;
- юридическим лицом – штраф от 15 000 до 30 000 рублей, (статья 11.23 КоАП).
Заключение
Если вас обязали по закону установить на своё авто тахограф, то лучше всего не игнорировать эти требования, потому что за такое нарушение вы понесёте административный штраф, а также этот прибор может сохранить вам жизнь в тяжёлых рейсах и помочь в спорных ситуациях с ГИБДД. За установкой тахографа лучше обращаться к специалистам, ведь самостоятельные работы могут испортить работоспособность устройства или сам прибор.
Не нашли ответ на свой вопрос в статье? Позвоните автоюристу и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!
Москва: +7 499 577-00-25 доб. 645
Санкт-Петербург: +7 812 425-66-30 доб. 645
Россия: 8 800 350-23-69 доб. 645