Госдума утвердила правила free-flow на платных дорогах Милотто

Госдума утвердила правила free-flow на платных дорогах

Госдума утвердила правила free-flow на платных дорогах

Есть бесконтакт

Госдума приняла законопроект, необходимый для запуска на платных дорогах системы free-flow — безбарьерного проезда с автоматическим списанием денег со счета прямо во время движения. Технология впервые будет применена на Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД), большую часть которой обещано запустить уже до конца 2020 года. Правда, для работы free-flow нужно еще два закона и постановление правительства, работа над которыми началась недавно.

Вчера Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ». В документе описаны принципы работы системы безбарьерного проезда по платным трассам, когда для оплаты не нужно останавливаться перед шлагбаумом, а деньги списываются автоматически во время движения (технология «свободный поток», или free-flow). Перспективы внедрения такой технологии в РФ обсуждаются с 2014 года, “Ъ” рассказывал об этом.

Когда в салоне машины установлено «электронное средство регистрации проезда» (бесконтактный транспондер), при проезде средства со счета списываются автоматически, говорится в законопроекте.

Если у водителя нет (или недостаточно) денег на счете либо у него нет транспондера, он обязан будет оплатить проезд в течение пяти дней с момента фиксации проезда. В противном случае последует штраф — его закрепят в КоАП.

О судьбе этого законопроекта “Ъ” рассказывал в начале года: санкция 2,5 тыс. руб. для водителей легковых авто, 5,5 тыс. руб.— для водителей грузовиков и автобусов. Оператор платной дороги обязан информировать водителей о задолженности, но каким образом, в законопроекте не сказано. Компания не будет нести ответственности за некорректное списание платы и формирование задолженности, если «нарушен установленный оператором порядок проезда, скоростной режим движения и дистанция» либо если транспондер неправильно размещен под стеклом. Такие нормы содержатся в проекте «правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автодорогам», который Минтранс опубликовал на днях на regulation.gov.ru.

Для оперативного информирования водителя о задолженности и путях ее погашения нужно использовать сразу несколько каналов — СМС-рассылку, информацию на электронном табло при проезде пунктов оплаты, push-сообщения в приложения и т. д., считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его мнению, это необходимо отразить в правилах работы для операторов. Пятидневный срок должен отсчитываться не с момента фиксации проезда без оплаты, а с момента информирования водителя о задолженности, настаивает эксперт. Также необходимо закрепить минимальный порог долга, при котором постановления не выносятся (например, 10–20 руб.), говорит Петр Шкуматов.

От чего зависит цена на платных автодорогах

Первая трасса, где будет применена технология free-flow,— это ЦКАД: традиционных способов оплаты проезда (ПВП со шлагбаумом) на ней в принципе не предусмотрено. На днях госкомпания сообщила, что на северо-восточном участке ЦКАД (3-я секция) уже установлены рамки для free-flow с камерами, считывающими номера машин, лазерными датчиками для определения габаритов машин и другое оборудование. График запуска участков ЦКАД закреплен распоряжением правительства, власти заявляли, что собираются открыть ЦКАД-3 в октябре 2020 года. В мае 2020 года вице-премьер Марат Хуснуллин говорил: «Сроки уже переносились не один раз, поэтому больше допустить срывов мы не можем». В июне он же обещал запустить 75% кольцевой дороги до конца года.

При этом поправки к КоАП со штрафами за безбилетный проезд (внесены в парламент в конце 2019 года) даже не рассматривались в первом чтении. Законопроект уже поддержали в администрации президента, скоро их «возьмет в работу» профильный комитет, говорит знакомый с ситуацией источник “Ъ” в парламенте. «У Госдумы в целом и у комитета есть свой график работы, сейчас приоритетным является все, что реализует поправки к Конституции»,— заявил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. Также необходимы изменения в Бюджетный кодекс: проект внесен в 2019 году, но опять-таки не рассматривался. Проект правил взимания платы от Минтранса, в свою очередь, проходит общественное обсуждение — процедура заканчивается 5 октября.

Иван Буранов

Источник