Исследователи BCG выяснили пожелания жителей и болевые точки транспортных систем
Горожане не спешат прощаться с автомобилями
По данным опроса, проведенного Boston Consulting Group (BCG) среди более 2 тыс. жителей Пекина, Бостона, Лондона и Москвы, половина автовладельцев пока не хочет отказываться от личных машин. Отмечается, что больше всего при передвижении по городу опрошенные ценят возможность не быть привязанным к жесткому расписанию, возможность использовать время в пути для работы и/или развлечений, а также экологичность транспорта.
«Городским властям придется отрегулировать транспортную систему таким образом, чтобы она не рухнула под тяжестью растущего спроса и конкуренции между разными видами транспорта. Но чтобы городской транспорт стал действительно эффективным, муниципальные власти должны поставить во главу угла предпочтения потребителей»,— утверждается в новом отчете BCG под названием «Как решить проблему мобильности в мегаполисах» (Solving the Mobility Challenge in Megacities). По оценкам компании, к 2030 году более 750 млн человек будут жить в мегаполисах, а это на 30% больше, чем сегодня. Причем каждый из мегаполисов — это среда обитания для как минимум 10 млн жителей.
В рамках исследования BCG опросила в конце 2019 года более 2 тыс. жителей Пекина, Бостона, Лондона и Москвы об их транспортных предпочтениях. «Поскольку за долю на рынке городской мобильности борется множество игроков, жители современных мегаполисов могут выбирать среди огромного количества конкурирующих предложений. Муниципальным властям нужно навести порядок в этом хаосе. Но прежде всего им необходимо понять, что потребители хотят получить от городского транспорта. Результаты наших исследований показывают, что их предпочтения сводятся к трем основным приоритетам»,— говорит Николаус Ланг, управляющий директор и старший партнер BCG.
53% опрошенных указали своим главным приоритетом возможность работать и/или развлекаться во время поездок. 48% заявили, что не хотят зависеть от жестких расписаний, а 47% поставили во главу угла экологичность транспорта.
При этом большинство опрошенных сочли стоимость проезда, простоту использования (например, при покупке и валидации билетов) и комфорт менее значимыми факторами. Помимо предпочтений BCG узнала и основные проблемы, которые заботят горожан при перемещении по городу на транспорте. 57% считают главной болевой точкой воздействие транспорта на экологию города, 56% — непродуктивность времени, которое тратится на перемещение, и 53% — отсутствие гибкости при планировании поездок.
«На примере Москвы и других мировых мегаполисов мы видим, как за какие-то 5–10 лет быстрый рост городского населения вместе с ростом числа автомобилей и не успевающей за ним инфраструктурой приводят к чрезмерной нагрузке на транспортные сети. Так, в среднем москвичи проводят в транспорте 225 часов в год, каждый пятый тратит на дорогу час и более за одну поездку. И это несмотря на то что по числу доступных видов транспорта и пропускной способности метрополитена Москва находится в топ-3 в мире»,— подчеркивает Владислав Бутенко, управляющий директор и старший партнер BCG, председатель «BCG Россия».
Мэрия Москвы анонсировала «Народный каршеринг»
Отвечая на вопрос «Как изменилось ваше желание владеть личным авто за последние 12 месяцев», лишь 9% автовладельцев заявили, что это желание уменьшилось. 41% заявил, что оно увеличилось, а 50% заявили, что это желание не изменилось — то есть они не готовы отказаться от использования машины в своем городе. В то же время среди тех, кто не владеет машиной, у 23% опрошенных желание иметь личное авто сократилось за последние 12 месяцев, у 24% — выросло, у 53% не изменилось. «Казалось бы, все просто: нужно, чтобы люди пересели из личных автомобилей на общественный транспорт или воспользовались альтернативными вариантами мобильности — например, такими как каршеринг или велосипед,— отмечает BCG.—
Однако многие не готовы отказаться от личного транспорта, поскольку пока не находят равнозначной для себя альтернативы, отвечающей их требованиям».
По данным исследования BCG, с точки зрения потребностей пользователей, развивающиеся способы передвижения — например, заказ автомобилей с водителем или использование микротранспорта — являются улучшенной версией традиционных способов передвижения на автомобиле и общественном транспорте. Но они не могут устранить все болевые точки транспортной системы. Например, использование электросамокатов дает большую степень свободы и превращает перемещение из одной точки в другую в приятную и неторопливую поездку — конечно, если погода будет хорошей. При этом электросамокаты не решают задачу экологической устойчивости, поскольку у них относительно короткий срок службы, они небезопасны, и оператору приходится собирать и заряжать их.
Как пандемия убивает идею совместного потребления
Говоря о том, как решить проблемы городской мобильности, исследователи считают, что «в городе будущего должен присутствовать беспристрастный координатор транспортной системы, который будет регулировать действия операторов средств передвижения, обеспечивая наилучшие результаты для пользователей. Городским властям придется внести фундаментальные изменения в принципы организации транспортных систем, а также разработать системы для управления мобильностью и цифровые платформы для пользователей, чтобы предоставлять клиентоориентированные решения».