Из-под крымских лизингополучателей уезжают украинские автомобили Милотто

Из-под крымских лизингополучателей уезжают украинские автомобили

Из-под крымских лизингополучателей уезжают украинские автомобили

Воссоединение с машинами осложнилось

Более 10 тыс. автовладельцев, купивших автомобили в лизинг еще до перехода Крыма к России, рискуют потерять их. Лизингодатели, которые выступают формальными собственниками автомобилей, остались на Украине, в РФ долги перед ними не признаются, то есть, по сути, машины должны были перейти в собственность крымчан. Это оформлено решением правительства, но временно, на пять лет, с возможностью перерегистрации в собственность в дальнейшем. Сейчас срок подходит к концу, но граждане не могут стать официальными владельцами машин из-за юридических препятствий, а в этом случае транспортные средства подлежат конфискации ГИБДД.

О проблеме тысяч крымчан, которые в ближайшее время могут быть лишены права использования своих машин, рассказали “Ъ” правозащитники. Речь идет о людях, которые до присоединения Крыма к России в 2014 году заключили договоры финансового лизинга с компаниями «Приват-лизинг», «Порше лизинг Украина» и др., учредителями которых были украинские банки. В мае 2014 года украинские банки ушли из Крыма, и жители полуострова потеряли возможность погасить перед ними долги, получить машину в полную собственность и зарегистрировать ее.

В конце 2015 года был принят 422-ФЗ, который определил, что требовать погашения долга по украинским обязательствам могут только аккредитованные российские компании, которые приобрели долги. Лизинговые компании свои ссуды не продавали, то есть обязательства перед ними в России считаются прекращенными. В случае с обычным кредитом это не создало бы проблем: машины выступают залогом, но сразу оформляются на заемщика. В лизинге же до полной оплаты машина остается имуществом лизингодателя. В результате обязательства по договорам были прекращены, но переоформления права собственности не произошло.

После обращения жителей полуострова к президенту Владимиру Путину на одной из прямых линий правительство сделало попытку выработать механизм, который позволил бы оформить машины в собственность. Согласно постановлению №399 (об упрощенной регистрации авто), при отсутствии документального подтверждения права собственности на транспортное средство жители Крыма получают временные регистрационные документы на пять лет (без выдачи паспорта транспортного средства).

Но отпущенные постановлением пять лет истекают. Предполагалось, что граждане смогут оформлять право собственности на автомобили через суд, основываясь на положениях ст. 234 Гражданского кодекса РФ о «приобретательной давности»: если «добросовестно, открыто и непрерывно» владеть машиной в течение пяти лет, то затем можно претендовать на нее. Но суды Крыма и Севастополя признавать права собственности владельцев лизинговых автомобилей не спешат.

В результате владельцы более 10 тыс. машин не могут зарегистрировать их на себя. Более того, методические рекомендации ГИБДД гласят, что с завершением режима временной регистрации, если отсутствует собственник, машину нужно конфисковать. «Основной проблемой будет лишение жителей Крыма возможности использовать их авто на дорогах общего пользования»,— поясняет управляющий партнер юридической компании ШАГИ Андрей Шарков.

По мнению юристов, судьи ведут себя осторожно из-за отсутствия правоприменительной практики по таким делам. «Думаю, суды хотят увидеть мнение Верховного суда РФ по этой ситуации, а поэтому не торопятся выносить решения в пользу лизингополучателей»,— поясняет партнер ЮБ «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. Хорошим импульсом для этого может быть большое количество жалоб по конкретным делам, считает Андрей Шарков. Партнер КА5 Вячеслав Голенев полагает, что «при правильном применении» механизма приобретательской давности «указанная категория граждан должна быть защищена».

Ксения Дементьева

Источник