Культурный код. Outlander и Forester против Sportage Милотто

Культурный код. Outlander и Forester против Sportage

Тем более что 200-миллиметровый клиренс им это позволяет. Outlander и Forester – воины, созданные для самых сложных задач: пересечь непроходимый лес, обидеть альпинистов и быстрее них вскарабкаться на гору, перевезти из квартиры в квартиру шкаф размером с Годзиллу. В отличие от Sportage, они так похожи между собой, что в этом японском соперничестве чувствуется нечто глубоко личное, как у враждующих самурайских кланов Минамото и Тайра. Kia Sportage менее агрессивен и не пытается притвориться внедорожником. При этом формально он принадлежит к более компактному классу, но по величине колесной базы обошел среднеразмерный Forester и догнал Outlander.

Прошлогодний рестайлинг превратил Outlander из мягкого, склонного к полноте семьянина в клыкастого мифологического демона. Это самый внешне необычный и самый хромированный кроссовер на рынке, хотя злые языки сравнивают новую стилистику Mitsubishi с «икс-дизайном» Lada. Массивная передняя панель нарочито ассиметрична и развернута к водителю. Она практически целиком мягкая, а приборный козырек обшит кожей. В целом все солидно и дорого, вот только рояльный лак с искрой аляповат, а вставки под дерево с причудливой фактурой ненатурально блестят. Еще один фактор, снижающий общее впечатление – несовременная мультимедийная система с кучей кнопок и ручек, посредственной графикой и запутанным меню.

Отвернешься, а Subaru Forester превратился в гигантского робота и убежал – угловатый кроссовер напоминает трансформера из мультисериала 1990-х. Дизайн пускай и самобытный, но несовременный: из-за длинного носа профиль машины получился несбалансированным. Интерьер Forester аскетичен и вдобавок унифицирован с младшей моделью XV: минимум кнопок и очень скупые линии. Его мрачность отчасти компенсирует обивка сидений и дверей коричневой кожей. Податливый верх передней панели, мягкие ручки дверей и обшитый кожей козырек дисплеев, появившиеся при недавнем обновлении, для Subaru – небывалая роскошь. Равно как подогрев руля и целых два автоматических стеклоподъемника.

Новая мультимедийная система Starlink в топ-версии оснащена навигацией, сенсорными кнопками и выглядит нарядно. С помощью подключенного телефона можно узнать погоду и послушать интернет-радио, а для устройств Apple есть поддержка Siri. Средний расход топлива, режимы трансмиссии и индикация климат-контроля по-прежнему выводятся на два дисплея по центру – черно-белый и цветной. Если учесть еще один дисплей на приборной панели, то Forester – явный рекордсмен по их количеству.

Новый Sportage – лягушка с пастью тигра и выглядит большим азиатом, чем предшественник. Но стоит припарковать рядом Outlander и Forester, как в облике кроссовера отчетливо проступают европейские черты. Не иначе в дизайнерском центре компании во Франкфурте завелись большие поклонники Porsche. Речь, конечно, не идет о слепом копировании – поршевские мотивы изящно вписаны в сформировавшийся образ Sportage. Причем мотивы самые что ни на есть современные, вроде комбинации из четырех светодиодов на топ-версии GT Line или планки, соединяющей фонари.

Передняя панель-утес с выступающим козырьком, трехспицевый руль и форма воздуховодов – вольное сочинение по мотивам Cayenne и Macan. Знакомые детали сделаны нарочито пухлыми и объемными, что начисто лишает интерьер строгости, хотя во внимании к эргономическим мелочам чувствуется Германия. Качество отделки и подгонка деталей – без пяти минут премиум: податливый пластик, прострочка, идентичная натуральной, плотные клавиши и ручки. На развернутой к водителю центральной консоли неожиданно много кнопок, но все они крупные и расположены логично. Чтобы не глядя найти нужную, необязательно играть на аккордеоне. Здесь самая лучшая мультимедийная система: огромный дисплей, хорошая отзывчивость, четкая графика и понятное меню. Карты навигации самые подробные, а при расчете маршрута они получают информацию о пробках через подключенный смартфон.

«Форестер» вертикальной посадкой напоминает минивэн, к тому же здесь самый лучший обзор среди тестовых машин. Запас места над головой и перед коленями впечатляет, а задние двери распахиваются очень широко. Несмотря на меньшую колесную базу и более короткий задний свес, объем багажника «Форестера» самый большой в тесте – 488 литров.

Позади руля Otlander тускло блестят вытянутые подрулевые лепестки – почти как у спорткара. У подушки водительского кресла хорошо выраженная боковая поддержка, но заваленная назад спинка настраивает на комфортное передвижение. Mitsubishi чуть менее просторен: при схожем пространстве для ног задних пассажиров подушка дивана второго ряда короче, а потолок немного ниже. Багажник «Аутлендера» чуть уступает Subaru в литрах (477), но выигрывает в глубине: при складывании спинок задних сидений высвобождается 1640 против 1577 литров. Погрузочная высота у него наименьшая в тесте, багажная дверь поднимается выше. Кроме того, запаска расположена под днищем и в подполье есть вместительный органайзер.

Кресло Sportage не стремится стиснуть водителя валиками, у его спинки самый удачный профиль, можно отрегулировать поясничный подпор. «Кореец» уступает во внутренних размерах японским кроссоверам и кажется еще более тесным за счет массивных стоек и заниженного потолка. Гигантская панорамная крыша отчасти компенсирует недостаток пространства на втором ряду. Форма задних сидений Kia самая удобная, в торце переднего подлокотника есть дополнительные воздуховоды. Багажник Sportage неожиданно глубокий и объемный – 466 л, но складывать спинки придется чаще. В этом случае он легко проглатывает детский манеж и коляску, надувную лодку и подвесной мотор. Пятая дверь поднимается автоматически, стоит подойти к машине сзади с ключом в кармане. С одной стороны, это удобно, когда руки заняты вещами, с другой – ложные срабатывания происходят довольно часто.

Атмосферного двухлитрового мотора – а именно такой вариант чаще всего выбирают покупатели всех трех кроссоверов – едва хватает крупной полноприводной машине, в любом случае для разгона до 100 км/ч всем троим требуется более 11 секунд. У Subaru есть спортрежим, а если сильнее нажать педаль «газа», то плавная кривая разгона становится зазубренной – вариатор имитирует переключения передач. Расслабленный «автомат» Sportage, как и японские CVT – враг спешки. В спортивном режиме кроссовер едет скорее натужно, но в тесте он самый быстрый, если только 11,6 с до «сотни» можно определить как «быстро».

Для тех, кому нужна динамика, Mitsubishi предлагает экзотический V6 (230 л.с.), Subaru – «турбочетверку» от спортседана WRX (241 л.с.), а Kia – наддувный 1,6 л (177 л.с.) и роботизированную коробку с двумя сцеплениями. Существуют и промежуточные варианты – более доступные по цене и сочетающие сравнительно неплохую динамику с приемлемым расходом. Так, Outlander с бензиновым атмосферником 2,4 л разгоняется за 10,2 с, хорошо стартует, но потом увязает в монотонности вариатора, спасение от которой – ручной режим с подрулевыми лепестками. Forester c оппозитным 2,5 чуть быстрее, но при этом прожорливее. Напор дизельного Sportage c 400 Нм момента впечатляет, но расход и динамика не идут ни в какое сравнение с бензиновой атмосферной машиной. Дизель ощутимо шумнее и дороже в обслуживании, но с боевыми настройками шасси и рулевого он сочетается лучше всего.

Forester так и не прописался в России, но подвеска у него самая всеядная, а обувь самая правильная для нашей глубинки: толстые шины на 17-дюймовых дисках. После обновления Subaru стал более собранным, на руле появился четкий «ноль», но все равно он лучше выступает на проселке. Mitsubishi не первый раз адаптирует Outlander под российские условия — кроссовер на 18-дюймовых колесах чуть жестче «Форестера». Руль пережат в околонулевой зоне, чтобы не вырывался из рук на неровностях.

Forester единственный в тройке оснащен специальным внедорожным режимом X-Mode, в котором электроника делает акселератор менее чувствительным, быстрее передает тягу назад и с помощью тормозов умело спускает автомобиль с горы и прихватывает буксующие колеса. Многодисковая муфта здесь расположена в одном картере с трансмиссией и в тяжелых условиях не перегреется. Дорожный просвет «Лесника» самый большой – 220 мм – но за перемещениями длинного носа нужно следить в оба: как бы не поцарапать о грунт нижнюю его часть, окрашенную в цвет кузова.

«Аутлендер» уступает Subaru по величине клиренса (215 мм), при этом артикуляция у него лучше, а длинный передний свес и арки защищены неокрашенным пластиком. Диагонального вывешивания Mitsubsihi не боится, жаль только, что электроника, задействующая тормоза, работает нервно и реакции на «газ» резковаты. Вариатор здесь с ремнем, а не цепью, как на Subaru, поэтому страхующая электроника строже следит за тем, чтобы он не перегрелся. Специального внедорожного режима у «Аутлендера» нет, можно только настроить передачу тяги на заднюю ось по осям, а положение Lock распределяет ее поровну, но без жесткой блокировки.

Sportage неплохо защищен пластиковой броней, но все равно не выглядит готовым для грязной работы. Дорожный просвет у него самый маленький – 182 мм, передний бампер хуже подходит для внедорожных приключений, а за счет небольших ходов подвески «кореец» раньше соперников отрывает колеса от земли. Строгая электроника выручает и на бездорожье при вывешивании, но в сложных случаях муфту можно принудительно заблокировать нажатием кнопки.

Крутой подъем не дается Mitsubishi Outlander из-за массивной кормы, он скребет о землю выхлопной трубой и запаской. Subaru Forester без проблем заезжает туда же и становится «царем горы» или как там это называется у японцев. Самое удивительное, что спустя минуту, Sportage берет ту же высоту, благодаря коротким свесам. Такого не ожидаешь от горожанина, но соперники Kia все равно выглядят предпочтительнее вне асфальта.

Subaru Forester не только самый внедорожный и самый вместительный, он еще и забрался по цене выше других двух кроссоверов: от 1 719 000 руб. за машину с «механикой» и полным приводом. Причем полный привод здесь постоянный и отличается от версии с вариатором за которую просят на 80 тыс. дороже. Разница между двухлитровым кроссовером и вариантом с двигателем 2,5 л составляет более 200 тыс. рублей. «Форестер» не может похвастаться богатым оснащением, но за японскую сборку и оппозитную уникальность приходится доплачивать.

Большинству клиентов все равно, какой мотор стоит под капотом машины – рядный или оппозитный. Mitsubishi Outlander устроен попроще, но при схожей динамике и вместительности стоит дешевле, в том числе и за счет российской сборки. Здесь есть выбор из множества комплектаций, можно приобрести переднеприводное исполнение, но исключительно с «вариатором». Цены стартуют от 1 399 000 руб., полноприводный автомобиль на 200 тыс. дороже. Апгрейд до мотора 2,4 у «Аутлендера» самый доступный – всего 80 тыс. руб. за машину в аналогичной комплектации. Кроме того, некоторые опции, как и у «Форестера», недоступны с базовым мотором. К примеру, Outlander 2,0 л лишен электропривода двери багажника и навигации.

С января по октябрь на три с лишним тысячи «Форестеров», по данным Ассоциации европейского бизнеса, пришлось более 11 тысяч «Аутлендеров». Kia Sportage за этот же период разошелся тиражом свыше 15 тысяч штук, включая остатки машин предыдущего поколения. Стартовая цена корейского кроссовера российской сборки ощутимо меньше – от 1 219 000 рублей. Набор опций для двухлитрового мотора неограничен: панорамная крыша, адаптивные биксеноновые фары, вентиляция сидений, музыка с сабвуфером и впечатляющий набор электронных помощников. При этом максимально упакованный автомобиль будет стоить менее двух миллионов рублей.

Японские кроссоверы будто следуют кодексу чести самурая «Хагакурэ», который чрезмерную роскошь приравнивает к злоупотреблению сакэ и гордыне. Количеству опций они противопоставляют литры багажника и сантиметры дорожного просвета. Например, у «Аутлендера» есть подогрев лобового стекла, а у «Форестера» – руля. Обе опции одновременно предлагает только Sportage, и только он умеет читать разметку и знаки.

В качестве ориентира Kia выбрала европейские премиум марки, но не погорела на этом как Samsung, пытавшийся догнать Apple. Пусть дистанционное управление дверью багажника не до конца продумано, а автопарковщик не всегда обнаруживает свободное место между автомобилями. Редкий для массового сегмента набор опций, нарядный салон – все это складывается в ощутимое преимущество, каким обладает пулемет против самурайского лука. А стремление продавать на неприветливом российском рынке дизельные машины – тоже своего рода доблесть.

Евгений Багдасаров

Фото: Полина Авдеева

Выражаем благодарность Девелоперской группе Интегра за помощь в проведении съемок.