Сбор данных с транспортных средств отправили на доработку Милотто

Сбор данных с транспортных средств отправили на доработку

Сбор данных с транспортных средств отправили на доработку

Проект с открытой «Автодатой»

Правительство решило затормозить принятие законопроекта навигационно-телеметрической платформы «Автодата», признав проблемы, на которые указывали автоконцерны и эксплуатанты техники. Разработчики документа планировали внести его в Госдуму уже в ближайшее время, что беспокоило участников отрасли. Им бы тогда пришлось в обязательном порядке за свой счет собирать и передавать данные в систему, а затем платить за доступ. Минпромторг согласился с отраслью, назвав проект «сырым».

Минпромторг присоединился к критике законопроекта «Автодата». Замминистра Александр Морозов в ходе заседания комиссии РСПП по авто- и сельхозмашиностроению 17 декабря отметил, что «проект федерального закона «Автодата» показал, что он является достаточно слабым». В частности, пояснил чиновник, так и не решен вопрос о праве собственности на данные, которые будут использовать подключенные транспортные средства.

Он подчеркнул, что автоматизированные автомобили должны обмениваться информацией не только между собой, но и с инфраструктурой, здесь стоят также вопросы, по каким правилам ее передавать, хранить, шифровать и деанонимизировать: «В проекте национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» эти вопросы не то что не раскрыты, но и не подняты».

Законопроект разрабатывается НП ГЛОНАСС и рабочей группой НТИ «Автонет». “Ъ” 25 сентября писал о его версии, в которой предписывается бесплатность размещения информации в системе, обязательный характер этого в том числе для автоконцернов, владельцев и пользователей автодорог, а также собственников транспорта на дорогах общего пользования. Одновременно говорится о добровольности передачи данных собственниками машин. Кроме того, не определен порядок оплаты.

«Интерфакс» со ссылкой на источник писал, что «на разработку только бумажной концепции «Автодаты» потрачено как минимум 1,5 млрд руб. из бюджета», а на создание всей системы уйдет около 1,3 трлн руб.

Глава комиссии и гендиректор КамАЗа Сергей Когогин в своем выступлении отметил, что не разъяснена цель внедрения «Автодаты» для производителей и эксплуатантов. Директор по связям с госорганами группы ГАЗ Александр Жарков предложил обратиться от имени РСПП в правительство, призвав вернуть документ на доработку, «так как мнение основных участников отрасли по вопросу не учтено».

Он отметил, что в текущей редакции законопроекта, который выглядит «достаточно рамочным», закрепляется обязанность автопроизводителя предоставлять неопределенный перечень данных с борта транспортных средств на платформу, и на их основании та планирует предоставлять платные сервисы. При этом не урегулирован вопросы за чей счет и как будут организованы сбор, хранение и передача данных потребителей.

Группа ГАЗ голосовала против создания платформы и называет абсурдным то, что производителям машин и владельцам парков придется инвестировать огромные средства в установку оборудования и программного обеспечения, а получать коммерческую выгоду будет назначенная третья сторона.

Логистические ассоциации также отмечали, что требование в обязательном порядке предоставлять информацию грозит тратами, ростом цен на товары и раскрытием коммерческой тайны (см. “Ъ” от 15 октября).

В НТИ «Автонет» говорят, что поддерживают замечания и в ближайшее время документ будет дорабатываться с участием членов рабочей группы и консорциума «Автодата.рус». Там отмечают, что проект предусматривает наделение правительства и профильного ведомства полномочиями по установлению правил передачи, хранения, шифрования и деанонимизации данных.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что необходимо не только определить прозрачные и понятные процедуры работы с данными и их защиты, но и выгоды, которые могут получить все участники — от производителей до конечных потребителей. Тогда идея собрать агрегированные данные и сделать их доступными широкому кругу потенциальных интересантов действительно поможет в решении проблем, в частности, в управлении транспортными потоками и повышении прозрачности вторичного рынка.

Ольга Никитина

Источник