СМС за рулем и непристегнутый ремень переводят в режим автоматических штрафов
На московских водителей ставят нейросети
В столичной мэрии заявили о предстоящем запуске новых дорожных камер, способных распознать водителей, не пристегнутых ремнями безопасности и пользующихся во время движения телефонами, в том числе для отправки сообщений. Чиновники уверяют, что «безошибочно определять» руль, руки, ремень безопасности и телефоны на кадрах с камер научился софт на основе нейросетей и Big Data, прошедший полугодовую обкатку и сертификацию. Опрошенные “Ъ” эксперты не понимают, как водителям, например, доказывать случаи использования телефона в качестве навигатора.
О скором запуске дорожных камер, способных проконтролировать использование водителями ремней безопасности и телефона во время движения, сообщили в столичном департаменте транспорта. Снимки с комплексов фотовидеофиксации обработают с помощью софта на базе нейросетей и Big Data, сформировав доказательную базу для инспектора, рассказали чиновники. Тот, в свою очередь, выпишет штраф, который вышлют нарушителю по почте. С ним владелец получит фотографию крупным планом за рулем, лицо на ней будет размыто. В мэрии пояснили, что это нужно для защиты персональных данных (оригинал изображения сохранят в базе ГИБДД). При этом чиновники пригрозили, что штрафовать по-новому будут не только за разговоры по телефону, но за набор сообщений во время движения — «нахождение телефона в руках» водителя сочтут квалифицирующим признаком нарушения. В мэрии также заверили, что алгоритмы научились «безошибочно выявлять на кадрах руль, руки, ремень безопасности и прочее». Точной даты запуска новинки в столичном департаменте транспорта не называют, ограничиваясь информацией о восьми таких камерах, уже установленных в Москве, способных снимать со скоростью 25 кадров в секунду.
В России запрет на пользование телефоном за рулем без использования hands free введен в ПДД в 2001 году; с 2013 года действует штраф 1,5 тыс. руб. В 2018 году за нарушение было наказано 81,5 тыс. водителей, в 2019 году — более 84,8 тыс. Что касается ремней, с 2013 года за правонарушение водителей штрафуют на 1 тыс. руб. Отметим, в том же году УГИБДД Воронежской, Тамбовской областей и Татарстана начали высылать штрафы за непристегнутый ремень и езду без включенных габаритов на основе снимков с камер. Практика была запрещена ГИБДД РФ, поскольку приборы не были сертифицированы для выявления этих нарушений.
О том, что в ГИБДД планируют начать применять камеры с софтом на основе нейросетей в Москве, “Ъ” сообщал в марте 2020 года (см. “Ъ” от 23 марта). Заместитель начальника ГИБДД России Александр Быков тогда пояснял “Ъ”, что комплексы будут применяться в «тестовом режиме» после соответствующих испытаний. В столичном департаменте транспорта сообщили, что тестирование шло с февраля 2020 года и сейчас комплексы сертифицированы.
По данным “Ъ”, речь идет о новом приборе корпорации «Строй Инвест Проект» (разработчик камер «Стрелка», «Блокпост Стрелка», «Стрелка 360»).
Прибор испытывали Центр организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) и столичное управление ГИБДД (штрафы не выносились). В «Строй Инвест Проекте» отказались от комментариев. В презентации столичного департамента транспорта в качестве иллюстрации новой камеры изображен комплекс, похожий на «Стрелку+» этого же производителя. У «Стрелки+» есть четыре инфракрасных прожектора и даже дворник-очиститель стекла камеры, похожий на автомобильный, а сам комплекс, говорится на сайте «Строй Инвест Проекта», способен фиксировать «широкий спектр нарушений ПДД». Впрочем, использование телефонов и ремней безопасности в этом списке не фигурирует.
Кто и зачем следит за московскими водителями
В Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око» заверили, что современные комплексы фотовидеофиксации обладают разрешением от 5 мегапикселей и выше. «Поэтому сделать четкий снимок человека, разговаривающего по телефону, не составит труда»,— рассудили там. Заместитель гендиректора «МВС груп» (оператор комплексов фотовидеофиксации в Подмосковье) Михаил Родионов дал также понять, что современные приборы обладают «вычислительными блоками и собственно датчиками видеокамер», способными выявлять широкий диапазон нарушений. «Качество самих изображений достаточно высокое, но для фиксации телефона в руке водителя за рулем или непристегнутого ремня необходимо наличие нейросети на самом комплексе»,— сказал он.
Отметим, что ЦОДД с 2016 года по контракту арендует у «Строй Инвест Проекта» 100 камер за 650 млн руб. При этом в контракте оговаривается, например, возможность фиксации по ст. 12.36.1 КоАП (за нарушение правил пользования телефоном). В 2020 году производитель обращался в Росстандарт для утверждения новых камер в качестве «типа средства измерения». В Росстандарте не смогли оперативно сказать, чем закончилась эта работа. Впрочем, эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман говорит, что сертифицировать эти приборы можно как средство измерения координат, текущего времени или фотовидеофиксации (ГОСТ Р 57144-2016), но не как прибор для «распознавания ремней и телефона». «Пока такого стандарта нет, сертифицировать оборудование по этим параметрам невозможно»,— поясняет он.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов не понимает, как водители будут доказывать свою правоту в случае использования телефонов в качестве навигаторов.
«Висит на стекле, нашел более быстрый маршрут, нажимаю кнопку — и мне приходит штраф. То есть радио я переключить могу, а телефон не могу»,— рассуждает господин Шкуматов. Он говорит, что в некоторых странах практика введения подобных штрафов привела к тому, что водители от телефонов не отказались, но стали прятать их от камер на коленях, «может получится обратный эффект — рост аварийности». В случае с ремнями Петр Шкуматов не понимает, как софт будет различать их в темноте или в случае если водитель одет в темную одежду. В столичном департаменте транспорта, впрочем, ситуацию с «темной объемной одеждой» нарушителя, его желание просто «почесать ухо» и другие «сомнения в виновности» обещали трактовать в пользу водителей. Однако Григорий Шухман считает проблемой саму фиксацию камерой «поведения людей внутри салона, а не перемещения транспортного средства». «Если скорость, нарушение разметки или проезд на красный свет с использованием транспортного средства можно отследить по видеозаписи, то составы с ремнем и телефоном очень трудно, а иногда и невозможно проверить»,— говорит эксперт, который считает, что комплексы «способны увидеть телефон, только если водитель будет его специально показывать на камеру». «Водители будут долго и мучительно доказывать, что были пристегнуты, а поскольку на фото видно плохо, а других доказательств нет, в обжаловании откажут»,— рассуждает Петр Шкуматов. При этом эксперт не исключает «ковровой бомбардировки» водителей подобными штрафами в ближайшее время, иронизируя, что помочь в их обжаловании сможет разве что видеорегистратор, направленный в салон своего же автомобиля.