Медиаполитика Казанского кремля: немного национализма в мутной воде Милотто

Медиаполитика Казанского кремля: немного национализма в мутной воде

Медиаполитика Казанского кремля: немного национализма в мутной воде

Марат Муратов. Иллюстрация: glavk.net

Сразу два электронных издания Татарстана — «Бизнес Онлайн» (БО) и «Реальное время» (РВ), несмотря на заявления о своей независимости, занимаются ретрансляцией официальной позиции местных властей. По мнению наблюдателей, БО, созданное в 2008 году, работает на мэрию Казани, а РВ, созданное в 2015 году, выступает как корпоративное издание холдинга ТАИФ, который также называют «империей Шаймиева» (первого президента республики). При этом оба ресурса являются инструментами медиаполитики Казанского кремля, а точнее, татарской этнократии, отстаивающей свои интересы.

В этом плане общим для обеих газет является предоставление своих площадей для выступлений татарских националистов. Издания публикуют статьи и интервью наиболее умеренной их части, отдавая предпочтение «историкам». Во многом это обусловлено тем, что публиковать откровенных русофобов, как это бывало раньше, сейчас опасно: в 2014 году БО уже получало предупреждение Роскомнадзора за публикацию материалов, содержащих публичные призывы к изменению основ конституционного строя. Судьба тех интернет-изданий, кто не обращал на такие предупреждения внимания, позволяя печататься радикальным национал-сепаратистам, как это, например, делала газета «Татар уян!» («Татарин, пробудись!») в 2010—2012 годах, была короткой. Прокуратура признавала публикации экстремистскими, и деятельность подобных газет прекращалась.

Понимая это, обе упомянутые газеты сейчас воздерживаются от публикаций явно одиозных авторов (БО вообще заявляет о себе как «деловая газета»). Но все материалы так или иначе преломляются сквозь «национальную призму», которую в редакциях рассматривают как «татарстанский патриотизм». Понять, зачем это делается, сложно: то ли владельцы этих СМИ сами разделяют взгляды татарских националистов, то ли им спускаются указания сверху.

Мысль о совпадении политических взглядов появляется в случае с БО. Владелец «деловой газеты» Рашид Галямов предпочитает оставаться в тени, но охотно участвует в круглых столах с участием националистов, периодически организуемых в редакции. При этом вся эта публика и, естественно, сам Галямов называются «экспертами». После разговоров о судьбах мира применительно к его значимой части — Татарстану на страницах БО появляется стенограмма посиделок, а встреча пикейных жилетов выдается за медиасобытие. Участие в подобных высокоинтеллектуальных «форумах» татарских историков и представителей национально-озабоченной интеллигенции облегчает задачу: «историки» сами озвучат то, о чем, возможно, думает владелец издания. Плюс наличие ученой степени придает вес написанному или сказанному. А татарский национализм, сепаратизм, скептическое отношение к российской повестке и российским лидерам безопаснее преподносить через экскурсы в прошлое, формируя, таким образом у читателей «коллективную историческую память».

События давно минувших дней в трудах современных татарских национал-историков, как правило, преподносятся в описаниях бесконечного конфликта с Русью, Московским царством и Российским государством в целом, в духе героизации и откровенного культа Золотой Орды, романтизации эпохи средневековых кочевников и славословий в адрес Казанского ханства.

Шеф-редактор закамской редакции БО Ринат Билалов, опытный журналист, сам порой выступает с позиций умеренного татарского национализма, правда, делает это очень осторожно и только в социальных сетях. Тем не менее в друзьях у него, судя по странице в Facebook, состоят все более или менее известные татарские националисты, среди них есть и осужденные по статье за разжигание межнациональной вражды. А с 16 декабря Билалов стал главным редактором госагентства «Татар-информ», главного медийного рупора Татарстана. В этой связи можно только предполагать, как изменится информационная политика информагентства. Появятся ли «яркие выступления» в духе БО на ленте официозного ресурса, никогда не блиставшего оригинальностью, покажет время. Если да, то, значит, в Казанском кремле решили, что время сухих релизов закончилось, а националистический дискурс в качестве продвижения имиджа «особой республики» можно расширить.

Анализ публикаций на сайтах БО и РВ за последние полгода показывает, что трибуна татарским националистам или национал-историкам (кому как больше нравится) предоставлялась еженедельно. Обычно статьи или интервью появлялись по выходным: к этому времени громких событий обычно нет, можно почитать, как говорится, «для души». При этом в обоих интернет-изданиях есть форумы, по которым становится понятно, что за публика зачитывается этими материалами. Возможно, в этом и состоит политика редакции (на ресурсах есть премодерация), но складывается впечатление, что газеты читают преимущественно русофобы, националисты (в том числе с Украины), сторонники Навального и активисты различных левацких движений, рассуждающие о «тюрьме народов», глупости россиян и общем засилии коррупции.

Относительно содержания материалов — вопрос особый. Нужно просто почитать, что несут эти «академики» и «историки». Так, БО летом и осенью опубликовал шесть статей и интервью с главным научным сотрудником Института археологии им. А. Халикова АНТ Искандером Измайловым по Волжской Булгарии и Золотой Орде, а также его рассуждения об исторической науке. В качестве штриха можно добавить, что этого историка уже уличали в том, что он для подтверждения своей позиции ссылался на слова ученых, которые их никогда не говорили. Т. е. фактически Измайлов занимался откровенной фальсификацией. Но именно данного историка-археолога готовы видеть в качестве эксперта в БО.

Отдельный персонаж — депутат Госдумы РФ доктор ветеринарных наук Фатих Сибагатуллин. Издав с полдюжины псевдонаучных книг, он, похоже, почувствовал себя историком. В этом ему помогает «деловая электронная газета», поскольку именно она за последние полгода интервьюировала его и давала ему трибуну пять раз.

За этот же год четыре объемных интервью в БО вышли с другим историком-националистом — Дамиром Исхаковым. Темы были разные, но так или иначе связанные с его интерпретацией прошлого татар. Исхаков известен научному миру в основном двумя проектами: составлением родословной первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, в которой он открыл предков самого Чингисхана, а также несостоявшимся написанием татарской «Кама-сутры», которую он анонсировал в 2011 году, но так и не реализовал эту многообещающую идею. В этом плане по неадекватности он даже переплюнул тогдашнего директора Института истории им. Ш. Марджани АНТ Рафаэля Хакимова, который в 2018 году был вынужден уволить Исхакова из своего НИИ. Это как надо было постараться, чтобы вызвать неприязнь у не имеющего исторического образования Хакимова (считающегося одним из идеологов татарского национализма)… Впрочем, увольнение Исхакова позволило тому публично рассказать, что возглавляемый Хакимовым институт создавался изначально не в качестве научного учреждения, а исключительно для научного обоснования идеологии татарского национализма. Исхаков, правда, не остался без работы: последние три года он редактирует краеведческий журнал «Туган жир» («Родная земля»), где публикует свои опусы под видом научных статей.

Естественно, БО не забыла еще одного «историка» — «бабушку татарского национализма» 70-летнюю Фаузию Байрамову, лидера «Милли меджлиса татарского народа» и незарегистрированной Татарской партии национальной независимости «Иттифак». Хотя Байрамова является одиозной националисткой (есть судимости по ст. 282 УК РФ), ее часто используют в качестве эксперта, а к юбилею Байрамовой «деловая электронная газета» выпустила объемное интервью. Это, кстати, тоже свидетельствует о вкусах и пристрастиях владельца вроде бы респектабельного СМИ. Раньше Байрамову публиковала в Татарстане единственная русскоязычная газета «Звезда Поволжья», остальные татарстанские издания на русском языке предпочитали этого не делать из-за русофобских взглядов Байрамовой.

«Реальное время» пошло более простым путем: там еженедельно публикуют главы из книг Рафаэля Хакимова на исторические темы. Периодически у него берут интервью, где идеолог суверенитета Татарстана делится своими размышлениями по текущим политическим событиям. Кроме того, редакция корпоративного издания ТАИФа публикует главы из книг нынешнего директора Института истории им. Ш. Марджани Радика Салихова. Справедливости ради отметим, что последний — не чета Хакимову, он имеет историческое образование, а в его трудах нет политизации. Добавим, что РВ сейчас пытается исправиться и даже предоставляет трибуну настоящим историкам, чего не случается в БО. Это, например, Александр Овчинников, который разбирает националистический бред и исторические фальсификации.

Резюмируя, могу отметить, что мне лично сложно поверить, будто публикации на «исторические темы» в БО и РВ — целиком инициатива их редакторов и владельцев, хотя в каких-то случаях это действительно так. Но вероятнее всего, есть если не прямое указание, то как минимум отмашка со стороны тех стратегов Казанского кремля, которые отвечают за медиаполитику. Таковым долгое время был первый заместитель руководителя аппарата президента Татарстана Марат Муратов, сам в 2003—2012 годах возглавлявший госагентство «Татмедиа» и выполнявший роль начальника над местными СМИ. Сейчас он занимает пост советника президента Татарстана, однако именно за ним сохраняется роль серого кардинала информационной политики в регионе.

И даже в этом случае сложно поверить, что это нужно самому Муратову, который за свою карьеру попробовал себя в разных ролях, вплоть до директора молочного комбината. Вероятнее всего, формирование коллективной исторической памяти в духе татарского национализма нужно «коллективной этнократии», инструментом и выразителем «молений сердца» которой и является Муратов. В этом плане остается надеяться, что все эти эксперименты прекратятся с уходом «старой шаймиевской гвардии», которая цепко держит бразды правления в регионе. Но, как известно, сколько веревочке не виться, конец все равно будет.

Источник