Русофоб-гроссмейстер: почему Ровшан Аскеров не воюет в Карабахе? Милотто

Русофоб-гроссмейстер: почему Ровшан Аскеров не воюет в Карабахе?

Русофоб-гроссмейстер: почему Ровшан Аскеров не воюет в Карабахе?

Ровшан Аскеров в студии «Что? Где? Когда?». Иллюстрация: YouTube.

«Добыв успех, не расставайся с честью // Не оскорбляй чужого благочестья // И если сказку вздумаешь сложить // Сумей и в сказке истине служить». Эти строки великого поэта и мыслителя Низами Гянджеви известны каждому образованному азербайджанцу. И уж точно хорошо знает творчество Гянджеви московский блогер Ровшан Аскеров. Положение обязывает. Аскеров — кандидат исторических наук, гроссмейстер «Что? Где? Когда?», в конце концов коренной бакинец и патриот Азербайджана.

По признанию самого гроссмейстера, его второй любимый город после родного Баку — Москва. Об истории столицы России Аскеров знает очень много. Но, как гласит азербайджанская мудрость, если нагрузить ишака книгами, тот ученым не станет… Ученый-историк и гроссмейстер Аскеров забыл завет Гянджеви: нельзя менять честь на материальные блага. Среди коллег по «Что? Где? Когда?» Аскеров прослыл, как выражаются сейчас блогеры, хайпушником, который превращает интеллектуальную командную игру в театр одного актера.

Хайп в исполнении Аскерова относится не к эрудиции, а к скандалам, более приличествующим шоу «Дом-2». «ЧГК» — перенасыщенная нервами передача, знатоки склонны срываться и выражаться в отношении друг друга, скажем, не по-гроссмейстерски. Вместо того, чтобы гасить конфликты среди коллег и деликатно о конфликтах молчать, Аскеров выносит сор из избы — на потеху охочему до «звездных» скандалов недалекому обывателю. К тому же Аскеров любит сплетничать в прессе насчет личной жизни игроков. Гроссмейстер Андрей Козлов уже назвал Аскерова подлецом, а еще один ветеран «ЧГК» Александр Друзь при встрече не подает Аскерову руки… Некогда любимая советскими телезрителями «ЧГК» теряет аудиторию. В «ЖЖ» лет десять назад отзывались про Аскерова как про «умеющего зажечь» «ЖЖ»-юзера, а не как про мастера «Что? Где? Когда?». По какой исторической теме Аскеров защищал свою диссертацию, публике не интересно.

Аскерову следовало бы помнить завет Гянджеви, что «нельзя оскорблять чужое благочестие». Этому учит и азербайджанская поговорка: кто свою мать уважает, чужую не обругает. Может, и слышал эту поговорку Аскеров в детстве, но забыл. Иначе бы не высказал на днях в Facebook мерзость насчет творчества Александра Сергеевича Пушкина. А именно, Аскеров запостил эти строки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»:

«Братья милую девицу/Полюбили/К ней в светлицу/Раз, лишь только рассвело/Всех их семеро вошло».

И приписал в качестве статуса (на русском языке): «Я знаю один порнофильм, который начинался так же…» Потом кандидат наук вместе со своими подписчиками смеялся над собственной шуткой, которой побрезгуют и более умные (чем гроссмейстер Аскеров) старшеклассники.

Отличился господин гроссмейстер «остроумием» еще по одному случаю. 13 октября, когда соотечественники Аскерова из армии Азербайджана вели бои за Гадрут и Физули, сам Аскеров гулял по центру Москвы, наслаждаясь последними теплыми днями осени. Возле Долгоруковской улицы есть сквер Михаила Калашникова — с памятником великому оружейнику. Увидев бронзового Калашникова, Аскеров не удержался, чтобы не поделиться возникшими мыслями в Facebook:

«Угробищный, уродливый, пошлый, безвкусный и аморальный памятник убийце Калашникову с орудием убийства в руке. И что же вы (русские. — EADaily) своим АК-47 не лечитесь от вирусов? Какого хрена ищете вакцины? Автоматы ведь важнее?»

Вылетело из головы «острослова», что он обязан своей жизнью Михаилу Тимофеевичу Калашникову, который в годы Великой Отечественной войны был простым фронтовым сержантом-танкистом. История создателя автомата АК — уникальный случай, когда обычный сержант удостаивается генеральского внимания, в его распоряжение предоставляют секретные лаборатории и цеха. Автомат Калашникова готовился как оружие обороны мирного советского государства от внешних врагов. Многофункциональный, устойчивый к капризам погоды и местности и предельно простой в обращении автомат создавался Калашниковым как оружие для солдата. Солдат — вчерашний мирный гражданский человек, который возвращается к мирному труду сразу же после демобилизации. Пока он трудится, покой его семьи охраняет вступивший ему на смену молодой солдат с «калашом» в руках. Михаил Тимофеевич при жизни говорил об еще одном предназначении своих военных изобретений: выявить среди простых мальчишек и девчонок будущих инженеров и конструкторов. Великий оружейник до конца жизни опекал талантливых юных самородков, умеющих из простой железяки сделать своим руками что-то красивое и полезное…

Эта философия жизни Калашникова известна каждому любознательному школьнику. Называть Калашникова убийцей — значит плевать на его могилу. Однако ж историк-гроссмейстер плюнуть не постыдился. И еще похвастался этим в соцсетях — на потеху недалекой публике. Как сказали бы по поводу его поступка в Баку, — гиджбасар. Гиджбасар в буквальном переводе с азербайджанского — дурак, пустобрех, так азербайджанцы обычно кличут дворовых собак. К псу-гиджбасару в Азербайджане относятся скорее с сожалением по поводу трусости и глупости…

К русским монархам Аскеров, как сказал бы известный персонаж фильма «Мимино», «испытывает такой личный неприязнь, что кушать не может». Вот, увидел памятник Петру I работы Зураба Церетели. Памятник — сущий анекдот, чего тут говорить… Но Аскерова возмутил сам факт, что в Москве стоит монумент в честь первого российского императора. «Персонаж — сволочь, палач, тиран и убийца», — пишет Аскеров в своем любимом FB.

Чем обидел журналиста Аскерова русский царь, родившийся за 300 лет до появления Аскерова на свет? Может быть, Персидским (Каспийским) походом? Уж точно нет. В Азербайджане считают российский Дербент азербайджанским городом. Любому азербайджанцу известно: когда войска Петра I в 1722 году вступили в Дербент, знатные горожане встретили царя с шахским почетом, преподнеся ему ключи от города. Царь-реформатор, проведя в Дербенте несколько дней, дал распоряжения, которые впоследствии сформируют экономический облик юга Дагестана, а также нынешнего Азербайджана. Именно Петр подарил региону виноградарство и виноделие. Марочный «Кюрдамир», ныне забытый советский портвейн «Агдам» и другие вина — не только удовольствие для гурманов, но и доходная статья бюджета Азербайджана. Хороший коньяк — непременная часть застолья в домах азербайджанской интеллигенции. Да и не в коньяках дело…

Русская царская администрация в Азербайджане не совершала таких актов геноцида, какие учинял в середине XVIII века в регионе персидский шах Надир Каджар, вошедший навсегда в устную культуру дагестанцев и азербайджанцев как Надир-шах — символ тирана и палача.

С чего это вдруг Аскеров, как он любит сам выражаться, «забухтел» на «палача» Петра, хотя лучше всех знает, что азербайджанцы Дербента всегда уважали императора? Можно только предположить: хайпушник Аскеров хотел пролить бальзам на раны азербайджанским пантюркистам-русофобам, чьи «знания» по истории даже родного Азербайджана неудобно и обсуждать… Понравился пост Аскерова про Петра Великого и фейсбучным либералам, приятелям гроссмейстера. Про эту публику народ давно сочинил поговорку: «Не так страшен блогер Аркадий Бабченко, как его полоумные почитатели». Данные персонажи, как правило, плохо воспитаны, малообразованны, хают Россию, хотя эмигрировать из нее не спешат, и при этом брызжут сладкими слюнями в сторону Запада. Как господин Аскеров, который сразу после оскорблений в адрес русского императора запостил свое фото из Шотландии, процитировав стихи Оссиана. Чего уж говорить, эстет, не русским «ватникам» чета…

48-летний Аскеров прекрасно помнит СССР и советский Азербайджан, где он провел детство и юность. На период, когда будущий гроссмейстер ходил в школу, Аскерову, по идее, грех жаловаться. Мальчик из советской азербайджанской элиты, сын выдающегося художника, обладателя международных премий, всегда и везде первый. Как говорится, за такое светлое детство другие сверстники Аскерова отдали бы многое. Современные азербайджанцы (включая тех, кто родился после 1991 года) говорят об СССР как о лучшем и светлом периоде в истории родной республики. Развитая многоукладная экономика, шагающая вперед наука, доверительные и дружеские взаимоотношения между людьми, шумные соседские посиделки в бакинских двориках… Армянин не только дружил с азербайджанцем, но и роднился с ним, война в Карабахе казалась сюжетом из ненаучной фантастики. Объективно оценивая, уровень жизни в советском Баку был на порядок выше, чем в русском городе где-нибудь под Рязанью. Это следствие позитивной дискриминации РСФСР по отношению к братским нерусским республикам.

Но для представителя советской золотой молодежи Аскерова Советский Союз — концлагерь.

«Идеология в концлагерном государстве — ссср (Аскеров специально пишет название страны прописными буквами. — EADaily) находила место даже в детском кино. А уж тем более, если в фильме обыгрывается тема спорта. Но на дворе у режиссера и Госкомитета по кинематографии 1977 год. Через год матч за звание чемпиона мира. И вот на заднем плане мы видим указатель улиц и достопримечательностей столицы шахматного королевства, а одна из стрелок в виде безвольной опущенного перста указывает на Тупик Фишера. Вот такой троллинг в кино, в котором сыграл Анатолий Карпов», — пишет Аскеров в Facebook.

Гроссмейстер мало того, что оболгал свою погибшую в 1991 году Родину, так еще и хайпанул на собственной низости.

Глумлением выглядят патриотические чувства Аскерова к родному Азербайджану и «оккупированному Арменией» Карабаху. Пока соотечественники Аскерова погибают в нынешней войне в Карабахе, Аскеров из своей уютной московской квартиры каждый день долдонит, что Карабах — это Азербайджан, Армения — агрессор и т. д. То же самое он говорил год назад в интервью азербайджанскому одиозному ресурсу Haqqin.az. Конечно, азербайджанец, для которого Карабах — это Армения, — нонсенс. Но гроссмейстер в своем интервью годичной давности вещал: из-за азербайджанской национальности его якобы могут арестовать в Армении, а также в Сирии. Вот уж сказки «Тысячи и одной ночи». Скорее, наоборот, будь у Аскерова фамилия Аскерян, его бы не пустили в Азербайджан. А в Армению азербайджанец-турист проедет спокойно, никто его там пальцем не тронет. Неприятности, которые, как считает Аскеров, могут его ждать в Сирии как азербайджанца, — вообще что-то несусветное… Хотя возможно, что гроссмейстер думает, будто Азербайджан и Сирия находятся в состоянии войны.

Если этот бред в самом деле сидит в голове Аскерова, то в его сознании должно отложиться, что Россия союзник режима Башара Асада. Следовательно, азербайджанец Ровшан Аскеров находится на вражеской территории и кормит врага за счет своих налогов. Долг Аскерова как настоящего патриота — развестись со своей русской женой Юлией и уехать на берега Апшерона, защищать Азербайджан от «российско-сирийской угрозы».

Совершенно непонятно, что «патриот» Аскеров забыл в ненавидимой им России сейчас, когда Азербайджан ведет войну за Карабах… Формально призыву Аскеров уже не подлежит, звания офицера запаса у него нет, срочную службу он тем более не проходил. Но чисто физически Ровшан Энверович годен к службе добровольцем на карабахском фронте. Отсутствие Аскерова в военной форме в расположении ВС Азербайджана где-нибудь под Мардакертом или Физули удивляет. Возможно, мотивацию Аскерова отсидеться в Москве объяснит народная азербайджанская мудрость: горху баша бэладыр. В переводе на русский — где страх, там крах.

Муса Ибрагимбеков

Источник