Тысячи казахстанских вагонов с товаром брошены на китайской границе Милотто

Тысячи казахстанских вагонов с товаром брошены на китайской границе

Тысячи казахстанских вагонов с товаром брошены на китайской границе

Иллюстрация: Atameken.kz

С начала пандемии казахстанский бизнес столкнулся с трудностями при пересечении китайской границы. За 8 месяцев решить проблему очередей не получилось. Более того, из-за усиления карантинных мер с китайской стороны ситуация усугубилась. Водители фур готовятся встречать новогодние праздники на трассе, а брошенные по маршруту вагоны останутся ждать «лучших времен». Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен» просит власти вмешаться в эту сложную ситуацию.

Китай ужесточил требования к транспортным средствам, пересекающим границу, поясняет зампред правления «Атамекена» Талгат Темирханов. Сейчас в сутки границу могут пересечь в среднем 20 автотранспортных средств и 500 вагонов. Ранее пропускная способность была 100−150 машин и 900 вагонов в сутки.

«Количество транспорта на границе только увеличивается. Принятые китайской стороной меры повлекли огромные финансовые издержки и срыв договорных обязательств казахстанских предпринимателей перед иностранными контрагентами. НПП „Атамекен“ обратилась в правительство с просьбой провести переговоры с китайской стороной на уровне глав правительств для возобновления экспортного грузопотока и увеличения грузоперевозок между Республикой Казахстан и КНР. Дело в том, что проблема связана и с отсутствием каких-либо приказов КНР об ограничениях, все ссылаются на устные поручения и жмут плечами. Это усложняет процесс получения справки о форс-мажоре и ломает принцип планирования перевозки, так как, отправляя груз, не знаешь, будут ли введены какие-либо ограничения к моменту, когда фуры или вагоны будут у границы», — комментирует Темирханов.

По информации Казахстанской железной дороги («Казахстан темир жолы» — КТЖ), на границе скопилось около 12 тыс. вагонов с экспортной продукцией (руда, зерно и другие грузы), из которых 8 тысяч уже брошены из-за невозможности пересечь границу. Все это влечет еще одну проблему — нехватку вагонов.

«Казахстанская железнодорожная администрация неоднократно обращалась в адрес председателя правления ГК „Китайские железные дороги“, безуспешно. Учитывая обстоятельства, КТЖ ввел временный запрет с 1 по 10 декабря текущего года на погрузку всех грузов назначением на КНР, за исключением грузов в контейнерах и окатышей. При этом Казахстан принимает поезда из КНР оперативно и в полном объеме, что выглядит не совсем справедливо по отношению к нашим экспортерам», — добавил Темирханов.

Более того, есть информация, что китайская сторона намерена сократить прием вагонов на 50%. При заявленном объёме свыше 26 тыс. вагонов будут приняты только 15 тыс.

На автомобильном пункте пропуска «Нур жолы» через электронную очередь заезд в Китай ожидают 600 фур с казахстанской продукцией: подсолнечное масло, маргарин, шерсть. Также стоят 8 тыс. порожних автотранспортных средств для импорта китайской продукции. Аналогичная ситуация складывается на пункте пропуска «Достык».

В Нацпалате считают, что меры по стабилизации ситуации на казахстанско-китайской границе должны приниматься на основе равноправия и взаимной выгоды для всех участников рынка, что снимет социально-экономическую напряженность.

Источник