Что такое логистические перевозки
Содержание
- 1 Виды логистики и их характеристика
- 2 Зачем нужна грузовая логистика
- 3 Логистическая работа в организации перевозок грузов
- 4 Транспортная логистика
- 5 1.3. Транспорт в цепи поставок
Виды логистики и их характеристика
В современном мире логистика – наука об оптимальном управлении потоками – необычайно востребована и актуальна. Всевозможные виды логистики находят применение практически во всех сферах человеческой деятельности. Логистический подход и принципы позволяют значительно снизить издержки связанные с управлением самых разнообразных потоков: материальных ресурсов, денежных средств, информации, транспорта, энергии и многого другого. Кроме того, логистика позволяет сделать планирование и управление потоковыми процессами более упорядоченным, эффективным и системным. Но все это приводит и к тому, что в логистике появляется множество направлений, функциональных сфер и ответвлений. Поэтому будет полезно рассмотреть основные виды логистики и их характеристику.
Классификация логистики по масштабу
В первую очередь будет логично классифицировать логистику по масштабу решаемых ею задач. Администрирование супермаркетом в корне отличается от оптимизации деятельности крупного промышленного комплекса, а управление заводом не сопоставимо с управлением государством. Так и применяемые в том или ином случае логистические методы, приемы и инструменты будут отличаться своим назначением и «размахом».
Итак, виды логистики по масштабу:
- металогистика (гигалогистика) – сюда входит построение глобальных логистических систем в международном масштабе и управление ими. Примером, металогистической системы может служить Евросоюз с единым торговым пространством;
- макрологистика – этот вид логистики занимается исследованием и управлением потоками на муниципальном, региональном и государственном (национальном) уровне. Сюда можно отнести федеральные транспортные системы (например, РЖД), сити-логистику, экономическую систему страны в целом;
- мезологистика – решение логистических вопросов в масштабе отдельной отрасли, управление потоками в системе из ряда взаимосвязанных предприятий одной отраслевой принадлежности (например, автомобильный завод с поставщиками комплектующих и сеть дилерских салонов). Большое внимание в мезологистике уделяется управлению информационными потоками и выработке единых стандартов качества;
- микрологистика – управление потоками в рамках конкретного предприятия или группы предприятий имеющих тесные хозяйственные связи (промышленный завод, холдинг, супермаркет, оптовый склад).
Функциональные виды логистики
Одна из самых популярных классификаций логистики – по функциональному признаку. Как говорилось ранее, логистика находит применение в самых разнообразных областях человеческой деятельности. То есть выполняет различный набор функций, в зависимости от конкретных целей.
Соответственно можно выделить следующие виды логистики по функциональному признаку (по сфере предпринимательства):
Если рассматривать логистику более широко , не только как экономическую науку и сферу бизнеса, то можно выделить и другие функциональные виды логистики (их характеристика прилагается):
- военная логистика – управление перемещением военных сил, обеспечение их боеприпасами и провиантом. Зародилась военная логистика очень давно. Впервые о ней писал в трактате по военному искусству император Византии Лев VI Мудрый (866-912). А полноценные научные работы по логистике принадлежат перу военного теоретика XVIII-XIX вв. Антуану-Анри де Жомини;
- экологическая логистика – повторное использование сырья; сбор, утилизация и переработка отходов (рециклинг);
- городская логистика (муниципальная логистика, сити-логистика) – управление потоками транспорта, людей, материалов, финансов и информации в рамках города, оптимизация его инфраструктуры и административных решений;
- медицинская логистика, космическая логистика, политическая логистика и др.
В общем, функциональных областей логистики много, все подробно не расписываем. Если на Ваш взгляд что-то упущено или недостаточно раскрыто – напишите в комментариях и я раскрою характеристику нужного вида логистики более подробно.
Виды логистики по типу ресурсов
Как известно, объектом изучения и управления в логистике являются потоки. При этом потоки можно классифицировать на материальные, информационные, сервисные, финансовые и прочие. В соответствии с такой типологией можно выделить следующие виды логистики по типу ресурсов:
- материальная логистика – имеет дело с управлением материальными потоками (сырья и материалов, незавершенного производства, товаров, груза и пр.);
- информационная логистика – оперирует большими массивами данных (Big Data), управляет потоками информации, заведует построением коммуникационных сетей;
- финансовая логистика – управляет денежными потоками (кэш-фло, Cash Flow), например, в банковской сфере;
- кадровая логистика – занимается людскими потоками: прием и увольнение сотрудников, реструктуризация штата, организация переводов работников, анализ причин и устранение «текучки»;
- прочее (сервисная логистика, энергетическая логистика).
Некоторые виды логистики, очевидно, перекликаются с предыдущей классификацией.
Стоит отметить, что классификация видов логистики, как науки и практики, тесно связана с классификацией логистических систем. Но это, все-таки, не одно и то же. Поэтому понятие логистической системы и ее виды будут рассмотрены в отдельной статье.
© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.
Пригодилась статья? Поделитесь с друзьями: |
Нашли опечатку? Помогите сделать статью лучше! Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. |
|
ФОРМУЛЫ —> | |
ТЕРМИНЫ —> | |
БУХУЧЕТ —> | |
НАЛОГИ —> | |
СТАТИСТИКА —> | |
БИОГРАФИИ —> | |
ЗАДАЧИ —> | |
ENGLISH —> |
ГАЛЯУТДИНОВ
Руслан Рамилевич
старший преподаватель экономических дисциплин (маркетинг, логистика, рынок ценных бумаг). подробнее
- Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия
Грузовая логистика, как говорят эксперты, включает в себя 6 составляющих:
- Нужный багаж.
- Обозначенное место.
- Соблюдение сроков.
- Неизменное количество.
- Сохраненное качество.
- Минимальные затраты.
Этих правил нет в учебниках, но добросовестные перевозчики следуют им, как неписаным законам. Компания, организующая транспортировку грузов, должна ориентироваться на взаимодействие и сплоченность всех этапов и участников процесса вне зависимости от сложности задачи и дальности маршрута. Целенаправленные усилия позволят достичь оптимального результата, освоить новые маршруты, минимизировать затраты и увеличить объемы грузов, расширяя клиентскую базу.
Чтобы выполнить эту задачу, используется логистика для создания единой системы, включающей в себя транспортные цепи и коридоры. Также важно достичь единства процессов хранения и складирования, выбрать оптимальные маршруты с учетом пожеланий заказчика и характеристик груза. По необходимости выбирается специфический транспорт, смешанная перевозка и другие способы снижения стоимости груза и времени его доставки. Комплексный подход обеспечивает безопасность и скорость транспортировки.
Логистическая работа в организации перевозок грузов
Для грамотной транспортировки груза от отправителя к получателю, необходимо проводить логистические работы, осуществлять управление при транспортном сообщении. Процесс работы очень трудоемкий, предоставление логистических услуг требует внедрения современных технологий, четко разработанных планов и маршрутов, использование оптимальных транспортных услуг. Главная цель логистической цепочки – управление доставками, с удешевлением стоимости конечного товара. Товар может доставляться различными видами транспорта, наиболее удобными в конкретном случае.
Логистика — работа по правильной организации грузоперевозок
Организация перевозок
Чтобы организация перевозок грузов была оптимальной, процесс разработки маршрута, грузопотока, грузооборота, объема транспортировок, подбор выгодного вида транспорта и предоставление иных услуг должны работать точно по схеме. Сам процесс коротко сводиться к выполнению такой работы:
- отгрузки готового к перемещению товара на транспорт в пункте отправления;
- управление перемещением до места назначения;
- работы по выгрузке доставленного товара в конечной точке маршрута.
Весь этот процесс тщательно готовиться, необходима четкая подготовка всех сопровождающих документов, охрана и сопровождение, все производится различными видами транспортно-экспедиционных работ.
Логистика грузоперевозок предполагает организацию перемещения товара от пункта отправки до пункта назначения
Автомобильный транспорт
Использование автомобильного транспорта широко применяется при внутреннем и международном сообщении. Процесс работы по подготовке транспорта, его соответствие перевозимому тоннажу, дальность маршрута, перемещение опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов требует применения грамотных логистических услуг. Затраты четко рассчитываются, когда осуществляется управление доставкой. Составляется договор перевозки, в котором отправитель обязуется подготовить груз к отправке, учитывая его объемы, оговорить сроки и требуемое для перемещения количество транспортных единиц.
Перевозчик осуществляет работы по предоставлению качественных услуг, исправного и готового к отправке транспорта, отвечающего требованиям доставляемого груза (ст. 791 ГК). Для заключения договора:
- подать заявку на нужный вид транспорта, использование автомобильных, железнодорожных и других услуг;
- заключение договоров об организации доставок различными видами ТС;
- организационные документальные акты, учтенные в конкретном договоре, управление перевозками.
Для допуска водителя автотранспорта необходимы следующие документы:
- удостоверение водителя;
- временное разрешение на право управления ТС;
- паспорта ТС, свидетельство о регистрации, талон техосмотра, паспорта на шасси;
- справки-счета на ТС или номерной агрегат;
- Государственных регистрационных знаков транспортных средств типов 16-18 «Транзит» согласно ГОСТу Р 50557-93 «знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования»;
- Государственных регистрационных знаков транспортных средств типов 1-10, 19-22 согласно ГОСТу Р 50557-93 «знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования».
Вся документация, связанная с перемещением груза внутри страны и при международном сообщении, должна быть у водителя, и сопровождать процесс перевозки.
Обязанностью перевозчика является предоставление полностью исправных транспортных средств
Контейнерные перевозки
Перемещение груза в контейнерах зарекомендовали себя как удобный и экономичный способ перемещения. Этот способ транспортных доставок используется при международном и внутреннем сообщении, различными видами транспорта. В контейнерах производиться доставка разных видов грузов, в том числе опасных, крупногабаритных и тяжеловесных. Преимущества транспортировки в контейнерах:
- сочетание различных типов грузов в контейнерах;
- уменьшает простои подвижного состава;
- подбор необходимого по объему и параметру вместительности, перевозка крупногабаритных и тяжеловесных, опасных грузов;
- упрощение и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ;
- защита товара от повреждения, отсутствие необходимости складирования, уменьшение затрат на упаковку при перемещении в контейнерах;
- экономическая выгода;
- использование при разных видах транспортировок (автомобильных, железнодорожных, водных);
- удобное управление и гарантии сохранности.
По назначению контейнеры делятся:
- универсальные – перевозка любых товаров в контейнерах, в различной упаковке, и без нее;
- специализированные – для перевозки сыпучих и жидких грузов (в том числе опасных химических веществ, пищевых продуктов, стройматериалов);
- специальные – с созданием необходимых условий.
При помощи контейнеров можно перевозить универсальные, крупногабаритные и опасные грузы
Опасные грузы
Перевозка опасных грузов требует учета нормативно-правовой базы как внутри страны, так и при международном перемещении. Для экспортных внешнеторговых услуг по доставке опасных веществ, нужно учитывать правовую базу страны, в которую доставляется товар. Технология перевозки опасных грузов и управление требует тщательной работы по подготовке маршрута, документации, при перемещении в контейнерах их соответствия нормам. Для доставки опасных грузов необходимо наличие лицензии.
При транспортных перевозках опасных грузов в контейнерах, может использоваться оригинальная упаковка (канистры, бочки, мешки) либо это доставка в специализированных контейнерах или цистернах.
Работы логиста при доставке опасных грузов:
- упаковка согласно классу опасности;
- подбор транспорта специального предназначения;
- технология логистических услуг при управлении процессом организации доставки, сопровождения и охраны, выбора оптимального маршрута;
- грамотное размещение товара, отвечающее классу опасности;
- наличие маркировки опасных веществ;
- выполнение всех правил и нормативных документов как внутри страны, так и при международном сообщении.
Перед перевозкой опасные грузы должны быть соответствующим образом упакованы и маркированы
Крупногабаритные и тяжеловесные грузы
Технология транспортировки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, это мера ответственности и профессионализма в ведении работы. Процесс требует грамотных логистических услуг, управление процессом. Доставка крупногабаритных и тяжеловесных грузов предполагает:
- соблюдение правил и норм перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
- прокладывание маршрута с учетом негабаритного товара, согласование с дорожными службами;
- технология подготовки к погрузке и выгрузке;
- подготовка таможенных документов при предоставлении экспортных услуг, при международном сообщении;
- получение разрешения на проведение транспортных работ по магистралям внутри страны и международном движении;
- подбор транспорта для тяжеловесных и крупногабаритных перемещений.
На крупногабаритных и тяжеловесных перевозках пользуются различными видами приспособленного транспорта. Крупногабаритный груз — это:
- техника, промышленное оборудование;
- имеющий большой вес и размеры;
- негабаритный груз.
Транспортировка тяжеловесных и крупногабаритных грузов может производиться при помощи контейнерных перевозок, для которых существуют специализированные контейнеры. Что упрощает доставку и удешевляет ее.
Перевозка крупногабаритных грузов подразумевает высокую степень ответственности за безопасность
Внешнеторговые перевозки
Процесс организации внешнеторговых перевозок сопровождается организацией работы на основе законодательных и нормативных актов, построенных на основе международных соглашений. Это трудоемкая технология, разрабатываемая между странами, осуществляющими товарообмен. Осуществление перемещения товара между странами, ведение внешнеторговых транспортных доставок экспортных и импортных способствуют развитию мировой экономики.
Есть несколько классификаций внешнеторговых перевозок:
- в зависимости от вида сообщений (прямые и непрямые) прямая перевозка одной партии товара, по одним документам, по одному сквозному тарифу;
- доставки внешнеторговых грузов с особыми условиями (опасных, тяжеловесных, крупногабаритных);
- разновидности внешнеторговых доставок – международные и внутренние;
- различие внешнеторговых перемещений по виду транспорта, перевозочных документов;
- периодичность внешнеторговых перемещений (регулярные, нерегулярные);
- тарифные планы внешнеторговых перемещений;
- порядок пересечения границы при внешнеторговых доставках (перегрузочные, бесперегрузочные);
- технология транспортных систем;
- место завершения внешнеторговых транспортировок (соседские, транзитные, кольцевые).
Логистическая технология применяется на всем пути груза, куда бы он ни доставлялся. Процесс предоставления логистических услуг сложен и кропотлив, но он окупается и удешевляет себестоимость товара.
Транспортная логистика
Основные понятия и определения логистики (логистика, логистическая функция, логистическая операция, логистическая цепь, логистическая система). Функции и принципы логистики. Материальные потоки и их типы.
Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
С экономической точки зрения, Логистика – совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.
Логистическая цепь – это линейно упорядоченная последовательность этапов прохождения материального и информационного потока от поставщика до потребителя.
Логистическая функция — это укрупненная группа (совокупность) логистических операций, которые однородны с точки зрения их цели и направлены на реализацию целей логистической системы.
Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока.
Основные логистические функции:
формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация;
определение объемов и направлений материальных потоков;
прогнозные опенки потребности в перевозках;
определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения;
развитие, размещение и организация складского хозяйства;
управление запасами в сфере обращения;
осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения;
выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров, т. е. упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочныс работы и т. п.;
управление складскими операциями, которые включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и т. д.
Основными принципами логистики являются:
Системность. Означает организацию и осуществление закупок, хранение, производство, сбыт и транспортировку как единого процесса. Материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых преследует свою собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совместного объекта управления, то все вместе получат существенный экономический выигрыш.
Формирование всех видов обеспечения для осуществления движения потоков в конкретных условиях;
Координация действий участников движения продукции;
Осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирм.
Стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм.
Усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока;
Квалифицированные кадры – самый важный ресурс логистичеких структур.
Четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока с учетом технических и экономических требований;
Осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов;
Руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений, результаты работы которых измеряются полученной прибылью;
Диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения.
Обеспечение безотказности и безопасности движения;
Высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки.
Возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие воздействия внешней среды;
Целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительными резервными планами фирмы.
Основные понятия и определения логистики (логистика, логистическая цепь, логистическая система). Материальные потоки и их классификация.
Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
С экономической точки зрения, Логистика – совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.
Логистическая цепь – это линейно упорядоченная последовательность этапов прохождения материального и информационного потока от поставщика до потребителя.
Логистическая система – адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции или операции, состоящая из подсистем, имеющая развитые связи с внешней средой.
Материальный поток – составляют ресурсы (сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие, топливо и т.д.), незавершенное производство и готовая продукция.
1.3. Транспорт в цепи поставок
Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения людей и предпринимательства при помощи изменения географического положения товаров и людей.
Транспорт– это средство удовлетворения потребностей посредством перевозки грузов и пассажиров.
Функционируя в условиях рыночной экономики, транспортные предприятия должны быть нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству услуг со стороны потребителей и т. п.
Таким образом, благодаря транспорту, логистический процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого танспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении.
Перемещение грузов– это изменение их местонахождения при соблюдении принципа экономичности (сокращение стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются деньги, время и экологические ресурсы. Значимость фактора времени возрастает в связи с появлением логистических концепций, требующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), которые существенно ограничивают использование материальных и товарных ресурсов, т. е соединяют капитал. Транспортировка требует и финансовых ресурсов – в форме внутренних расходов для перевозки грузов собственным подвижным составом, и внешних расходов для использования с этой целью коммерческого или общественного транспорта.
Таким образом, данная функция транспортировки определяет главную ее цель – доставку товаров в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды. Нужно также свести к минимуму потери и порчу транспортируемых грузов при одновременном выполнении требований заказчиков к своевременности доставки и к предоставлению информации о грузах в пути.
Хранение грузов как функция транспортировки происходит в целях целесообразности экономии средств на повторный перегрузке и выгрузке (когда расходы на эти операции превышают потери от простоя загруженного подвижного состава) недостаточности складских мощностей и необходимости изменения маршрутов следования грузов. При этом увеличивается время нахождения грузов в пути.
В общем, использование транспортных средств для временного хранения грузов обходится дорого, но вполне оправданно с точки зрения общих издержек, если перевалка груза более накладна, если нет иных возможностей для хранения, либо если допустимо удлинение сроков доставки.
Выделению транспорта в самостоятельную область применения логистики способствуют следующие основные факторы:
– способность транспорта реализовывать основную идею логистики – создать надежно, устойчиво и оптимально функционирующую систему: «снабжение – производство – распределение – потребление»;
– неизбежность решения целого ряда сложных транспортных проблем при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в рамках логистической системы;
– высокая доля транспортных издержек, максимальная величина которых достигает 50 % в общих логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции;
– высокая доля транспортной составляющей во внешнеторговой цене товаров (особенно для стран с большими расстояниями перевозок)
– наличие большого числа транспортно – экспедиционных предприятий, играющих большую роль в организации оптимальной доставки товаров, как во внутренних перевозках, так и в международных сообщениях.
Главным принципом транспортной логистики, как и всей логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при соблюдении экономии за счет масштабов грузоперевозки и дальности маршрутов.
Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса. Точно также более мощные виды транспорта – железнодорожный и водный – обходятся дешевле в расчете на единицу веса перевозимого груза, чем менее мощные – автомобильный и воздушный виды транспорта. Экономия за счет масштабов грузоперевозки возникает в силу того, что постоянная компонента транспортных расходов распределяется на весь груз, так что чем она больше, тем меньше удельные издержки на единицу веса. В состав постоянных издержек входят административные расходы, связанные с обработкой заказов на транспортировку: затраты на простой транспортного средства под погрузкой-разгрузкой: затраты на оформление платежных документов и эксплуатационные расходы. Эти издержки считаются постоянными, так как их величина не зависит от размера грузовой отправки.
Экономия за счет дальности маршрута связана с тем, что чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния. Например, перевозка донного груза на расстояние в 800 км обойдется дешевле, чем доставка двух грузов (такого же суммарного веса) на расстояние 400 км. Этот эффект также называют принципом убывания, поскольку удельные издержки на единицу пути сокращаются по мере увеличения дальности грузоперевозки. Экономия за счет дальности перевозки возникает в силу тех же причин, что и экономия за счет масштабов перевозки. Постоянные издержки, связанные с погрузкой – выгрузкой транспорта, должны быть отнесены к переменным затратам на единицу пути.
Эти принципы необходимо учитывать при оценке альтернативных стратегий транспортного обслуживания. Следует стремится к максимальной загрузке транспортных средств и максимальной протяженности маршрутов грузоперевозки при обязательном удовлетворении всех сервисных ожиданий потребителей.
Оптимум транспортных издержек долен быть таким, чтобы общие логистические издержки оставались минимальными. Достигается это путем установления баланса транспортных расходов и качества транспортного обслуживания, критериями которого являются скорость и надежность перевозки. Надежность характеризуется постоянными частотой и продолжительностью перевозок, что позволяет оптимизировать уровни запасов и повышать эффективность логистики.
Логистические системы потенциально не могут раскрыть все свои возможности, если не буду разрешены все комплексные транспортные проблемы вне их рамок. Реализация логистических каналов по продвижению материальных потоков (материальных ресурсов на этапе заготовок, товарных потоков на этапе распределения и сбыта) практически невозможна без привлечения транспорта. Решение о выборе каналов продвижения материальных потоков значительной степени зависит от элементов транспортной системы, участие которых предполагает выполнение в том или ином варианте комплекса транспортно-перемещающих работ.
Транспорт является не просто одним из элементов логистики, а основным средством, с помощью которого логистика, независимо от ее масштабов, выражается в жизни.
По своей природе возникновение логистических процессов характеризуется в условиях рыночных отношений большой степенью неопределенности. Грузоотправители прибегают к услугам транспортных структур при возникновении определенной потребности. В то же время управление микро– и макрологстическими процессами предполагает, что перевозки должны также планироваться как и производство продукции. Транспорт становится частью управления выпуском и реализацией товаров, так как процесс воспроизводства предполагает удовлетворение текущих потребностей покупателей. Развитие рыночных отношений стимулирует развитие процессов производства, а это ведет к увеличению количества транспортных связей и ужесточению требований к его надежности.
Исходя их этого, в структуризации макрологистических систем приоритетное внимание уделяется транспорту, управление которым выделяется часто в отдельный блок, получивший название транспортной логистики. Транспортная логистика основывается на оптимальном сопряжении экономических процессов отправителя, производящего материальные потоки, получателя и комплекса транспортных систем.
Одной из особенностей транспортной логистики является комплексное использование подвижного состава всеми тремя участниками продвижения материальных потоков.
Предметом транспортной логистики является совокупность задач, связанных с оптимизацией потоковых процессов:
– оптимизация вида и типа транспортных средств;
– совмещение элементов различных транспортных систем;
– комплексное планирование транспортно-складских и производственных процессов;
– рационализация маршрутов продвижения материальных потоков;
– интеграция транспортных и складских процессов в единый технологический алгоритм.
В логистике по назначение выделяют две основные категории транспорта:
– транспорт общего пользования;
– производственный транспорт.
Понятие «транспорт общего пользования» охватывает:
– ж/д транспорт;
– водный транспорт;
– автомобильный транспорт;
– воздушный транспорт;
– трубопроводный транспорт.
Речной транспорт характеризуется сравнительно низким уровнем затрат по перевозке, так как содержание речного пути не требует крупных издержек. Недостатками этого транспорта является сезонность, низкая скорость перевозки и удлинение маршрутов следования грузов. В среднем использования речного транспорта увеличивает дальность перевозки товаров в 1,5–2 раза по сравнению с ж/д транспортом.
Особенности речного транспорта:
– высокая провозная способность;
– невысокая стоимость перевозки, особенно массовых грузов и грузов, не требующих срочной доставки;
– возможность перевозить крупные по объему партии;
– возможность использования в районах, где неразвита ж/д и автомобильная сеть;
В то же время ряд технико-экономических особенностей сдерживает его использование:
– наличие гидротехнических сооружений;
– сезонность работы на большинстве рек России;
– неоднородность условий на разных реках ин а отдельных участках рек;
– естественное географическое расположение на разных реках и на отдельных участках рек;
– естественное географическое расположение водных путей и несовпадение с направлениями грузопотоков.
Морской транспорт наиболее эффективен для внешней торговли и для перевозок товаров на значительные расстояния, особенно в районах Дальнего Востока, Чукотки, Охотского побережья. К недостаткам этого вида транспорта относится необходимость строительства на морских побережьях сложного, дорогостоящих портового хозяйства и ограниченное использование его из-за ледового режима в российских широтах.
Особенности морского транспорта:
– низкая по сравнению с другими видами транспорта стоимость перевозок, особенно если речь идет о значительных расстояниях;
– мобильность, т. е. в зависимости от спроса и предложения на тоннаж суда могут легко переключаться с одного маршрута на другой;
– большая грузоподъемность морских судов позволяет перевозить значительные партии груза;
– неограниченная пропускная способность морских путей (при ограниченной пропускной способности портов и каналов)
– незаменимость морского транспорта в силу географических особенностей международной торговли
Некоторые технико-экономические особенности ограничивают использование морского транспорта: зависимость портов; небольшая скорость перевозок (по сравнению с наземным и воздушным видами); сезонность морских перевозок в северных широтах.
Авиационный транспорт используется для доставки скоропортящихся товаров, а также доставки в отдаленные районы. Недостатком является высокая стоимость доставки.
Особенности воздушного транспорта:
– высокая скорость доставки;
– сокращение пути (самолет летит по кратчайшему пути – по прямой от дочки до точки);
– высокая сохранность груза в пути;
– возможность перевозки в отдаленные районы, где невозможно использовать другие виды транспорта;
Авиатранспорт – самый дорогой вид транспорта и чаще всего применяется при перевозках дорогостоящих грузов.
Этот вид транспорта отличается ограниченной грузоподъемностью и невозможностью перевозить широкую номенклатуру грузов (массовые, навалочные), зависит от погодных условий и наземных служб обеспечения полетов.
Наименьшей универсальность обладает трубопроводный транспорт, так как трубопроводы имеют узкую специализацию. Но этот вид транспорта характеризуется высоким уровнем сохранности груза и экологической безопасностью.
Особенности трубопроводного транспорта:
– низкая себестоимость транспортировки;
– герметичность труб, что фактически исключает потери;
– высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива;
– независимость от окружающей среды и отсутствие ее воздействия на процесс транспортировки.
Строительство трубопроводов достаточно трудоемко и окупается лишь на тех направлениях, где имеется постоянный достаточный грузопоток, причем используется трубопровод только в одном направлении. Кроме того, объем транспортировки по трубам жестко ограничен пропускной способность и ее увеличение невозможно. Если месторождение иссякает или в использовании трубопровода нет больше необходимости, эта структура становится бесполезной и не может быть использована для чего-либо другого.
В России, с ее огромной территорией находят применение все виды транспорта, однако самым массовым и наиболее применимым в коммерческой деятельности является автомобильный. Его популярность обусловлена не только маневренностью и универсальностью использования, но и тем, что он хорошо вписывается в изменчивую рыночную экономику страны.
Совершенно другая картина складывается на ж/д транспорте. Эта отрасль является естественным монополистом, а поэтому она позволяет устанавливать приемлемые для нее тарифы за перевозки. Этому способствует отсутствие эффективного государственного регулирования в нашей стране экономического хозяйствования и работы Антимонопольного комитета. Не случайно поэтому ж/д транспорт оказался в последние годы незагруженным, а так как доля постоянных затрат по этому виду транспорта очень высока в структуре всех издержек, что обусловлено высокой стоимостью самих дорог, мостов и сооружений сигнализации, а также подвижного состава, это и себестоимость перевозки небольшого количества товаров увеличивается. В этой связи, чтобы привлечь клиентов, железнодорожники вынуждены пойти на снижение тарифов за перевозки.