Единая методика осаго Милотто

Единая методика осаго

Содержание

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П
«О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»

1. На основании пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») настоящим Положением утверждается единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (далее — Методика) в приложении к настоящему Положению.

2. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в «Вестнике Банка России» и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 22, ст. 2774; 2014, N 32, ст. 4490).

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 октября 2014 г.

Регистрационный N 34245

Установлена новая, единая методика определения расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства при ОСАГО. Она обязательна для всех страховых компаний и экспертов (экспертных организаций).

В методике детально прописана процедура установления наличия и характера повреждений автомобиля. Это делается в ходе осмотра машины. Устанавливаются требования к проведению фотографирования поврежденного транспортного средства.

В исключительных случаях, когда осмотр автомобиля не возможен, повреждения могут устанавливаться без осмотра (при согласии на это потерпевшего и страховщика) на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото- или видеоматериалов).

Приведены показатели, в зависимости от которых определяются методы, технология и трудоемкость устранения повреждений. Даны типовые определения и характеристики повреждений.

Также в методике приведен порядок исследования обстоятельств ДТП и установления причин возникновения повреждений автомобиля.

Прописаны правила расчета расходов на материалы, запчасти, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене. В методике устанавливается размер статистической погрешности при расчетах — 10%. Причем он может не применяться, если расчеты производились исходя из замены деталей на бывшие в употреблении.

Согласно методике для ремонта транспортных средств, эксплуатируемых за пределами срока гарантии изготовителя, приоритетным считается использование восстановленных деталей (узлов, агрегатов), если они имеются на рынке, их применение допускается производителем автомобиля и это не ухудшает показатели безопасности машины.

Приведен алгоритм расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий.

Также прописан порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства, которые можно демонтировать и реализовать.

Приведен порядок определения стоимости транспортного средства до повреждения, применяемый при установлении экономической целесообразности ремонта или факта гибели машины.

При подсчете расходов на восстановительный ремонт используются справочники средней стоимости запчастей, материалов и нормочаса работ. В методике установлен порядок их формирования и утверждения.

Новая методика вводится в действие с того момента, как утратит силу прежняя.

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 октября 2014 г.

Регистрационный N 34245

Настоящее положение вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств»

Текст положения опубликован в «Вестнике Банка России» от 8 октября 2014 г. N 93

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Чтоб рассчитать ущерб от ДТП, применяется единая методика расчета ущерба по ОСАГО 2018, она же ЕМРУ. Под ней стоит понимать расчет по специальной методике величины компенсации по страховке относительно полиса обязательного страхования гражданской ответственности.

В действительности ЕМРУ выступает в роли нескольких формул и регулируется законодательно. Она зависит от электронной базы, куда внесена стоимость запасных частей на автомобили.

Известно, что ранее размер нанесенного машине ущерба определяли по 5 разработанных государством методикам, плохо согласованных между собой. Согласно полученных данных, величина страховых выплат иногда отличалась в 2, а то и 3 раза. С введением ЕМРУ решилась масса проблемных вопросов.

Суть единой методики

Методика расчета ущерба по ОСАГО 2018 — это документ, на основании которого рассчитывается сумма выплаты по страховке, требуемой для проведения ремонта ТС, попавшего в ДТП. В нем содержится информация об эксплуатируемым на российских дорогах автомобилях. ЕМРУ нужно применять тогда, когда страховщик – лицо физическое.

В каких случаях используется этот метод определения ущерба?

Метод ЕМРУ используют:

  • СК, имеющие право осматривать автомобили, получившие повреждения;
  • органы экспертиз, имеющие сертификат;
  • аттестованные частные эксперты, с лицензией;
  • аттестованные судэксперты, имеющие лицензию.
  • Акт осмотра ТС после ДТП.

После случившейся на дороге аварии, обязательно составляют акт об осмотре ТС, включающий:

  • по какой причине проводится осмотр автомобиля после ДТП;
  • когда начался и закончился данный осмотр;
  • по какому адресу произошел аварийный случай;
  • кто собственник автомобиля и кто водитель на момент ДТП;
  • все данные об автомобиле;
  • какие повреждения получало транспортное средство до ДТП – вид повреждений, где они расположены и пр. и какой ранее производился ремонт или замена запчастей;
  • повреждения, полученные транспортом в следствии ДТП, вид повреждений, где расположены и пр.;
  • при изъятии деталей на экспертизу, это обязательно указывается в акте;
  • текущее состояние машины.

Согласно каких правил проводится экспертная оценка по РСА

  • В ЕМР полученного убытка в аварии ТС, объединяются правила, регулирующие осуществление экспертиз, определяющих величину денежной компенсации.
  • Устанавливается сумма выплат.

Для расчета предстоящей суммы компенсации используется формула:

РК = СР + СМ + СД, где

  • РК — величина денежной компенсации,
  • СР — денежные выплаты для ремонта,
  • СМ — денежные затраты на покупку материалов,
  • СД — стоимость заменяемых деталей,

Для расчетов по формуле берутся детали, материалы и работа по средней рыночной цене.

Денежную стоимость ремонта (СР) и денежные затраты на материалы (СМ) берутся с учетом даты и региона ДТП. В любом случае необходимо учитывать только повреждение машины, которые случились в следствии ДТП. Также учитывается износ деталей, для чего, используя специальную формулу, рассчитывают поправочный коэффициент, далее он отнимается от 1, а полученная разница умножается на показатель СД.

Поскольку поправочный коэффициент всегда ниже 1, не стоит рассчитывать, что вам вернут полную стоимость поврежденной в аварии детали.

Если необходимая компенсация превышает цену на новую машину, учитывая модель и марку, СК вправе выплатить сумму, предназначенную не для предстоящего ремонта, а на приобретение нового авто. Так могут поступить, когда стоимость устранения повреждений превышает цену новой машины.

Приложение. Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства

Приложение
к Положению Банка России
от 19 сентября 2014 г. N 432-П
«О единой методике определения размера
расходов на восстановительный ремонт в
отношении поврежденного транспортного
средства»

Единая методика
определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства

Настоящая Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

* Необходимое время приведено без учета подготовительно-заключительньгх работ.

** Категория сложности не связана с нормированием ремонтов транспортных средств отечественных производителей (ремонт N 1, 2, 3) и зависит от степени повреждения:

1 категория — несложные деформации на простых (несложно профилированных) поверхностях;

2 категория — сложные деформации с образованием складок, вытяжкой металла либо несложные деформации на профилированных поверхностях;

3 категория — сложные деформации с изломом ребер жесткости (при нецелесообразности замены, применении реставрации или вставки).

Единая методика оценки ущерба по ОСАГО: спасение или путы?

Одним из интересных нововведений 2014 года по ОСАГО стал запуск единой методики оценки ущерба при ДТП. Интересно оно в первую очередь понятностью и прозрачностью для каждого автовладельца. Имея доступ в интернет, теперь любой желающий может проверить правомерность расчёта страховой компании. При этом вовсе не обязательно обладать знаниями эксперта-техника: сервис на портале Российского Союза Автостраховщиков (РСА) на удивление прост и лаконичен. Для получения средней стоимости конкретной детали или нормо-часа работ необходимо всего лишь определить свой «экономический район» (из двенадцати возможных) и указать марку автомобиля.

За весьма аскетичным интерфейсом скрывается огромный массив информации, включающий десятки миллионов позиций по запчастям. Создатели проекта постарались учесть в нём все основные марки легковых автомобилей. Имеется также перечень наиболее популярных брендов расходных материалов. В основе электронного справочника лежит единая методика расчёта восстановительных расходов, утверждённая Центробанком России. Содержащиеся в нём ценовые ориентиры являются обязательными для применения при оценке стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Преимущества

Что ж, преимущества инструмента видны, что называется, невооружённым взглядом. Положительной оценки заслуживает факт, что разработанные справочные материалы не осели в специализированных программах для оценщиков и автомастерских, а являются общедоступными. Доступ к сервису предоставляется каждому пользователю без регистрации или иных манипуляций. Преодолев короткую русскоязычную «капчу», можно онлайн узнать стоимость интересующего элемента автомобиля в рублях.

  1. Во-первых, такая возможность существенно упрощает вывод недобросовестного эксперта «на чистую воду». Уличить представителя страховой или оценочной организации в явном занижении причинённого ущерба теперь может практически любой потерпевший, причём без чьей-либо сторонней помощи.
  2. Во-вторых, сервис позволяет собственнику повреждённого автомобиля легко определить целесообразность обращения в суд. Даже имея ориентировочное представление о степени «урезания» полученной выплаты, можно принять взвешенное решение на этот счёт – с учётом потенциальных затрат времени и сил.

Если подобный «эталон» успешно проявит себя на практике, это может привести к заметному сокращению числа разногласий при урегулировании убытков. Ведь как было раньше? Без какого-либо нормативного ценового стандарта «средние» расценки у противоположных сторон конфликта могли отличаться в разы. При статистических изысканиях всегда можно «поправить» результат в желаемую сторону. В итоге – отрицательные отзывы о страховых компаниях и негативное отношение к страхованию в целом. Теперь же существует утверждённое ценовое значение, от которого должны отталкиваться все участники рынка. Соответственно, установленные величины служат аргументом, против которого крайне сложно возражать каждой из сторон.

Особенности работы сервиса

Нюанс, который может в некоторой степени осложнить работу с электронной базой, – это каталожные номера деталей. Именно по ним происходит идентификация элемента для получения информации о его стоимости. Заветную комбинацию символов, соответствующую конкретной запчасти транспортного средства, можно взять из экспертного заключения (если оно уже готово). После осуществления выплаты страховая компания обязана предоставить копию данного документа по запросу выгодоприобретателя (или предъявить выплатное дело для ознакомления). Можно попробовать самостоятельно добыть необходимые данные в электронных каталогах на специализированных интернет-ресурсах. Но, конечно, в таком случае положительный результат не гарантирован.

Необходимо отметить и отсутствие в электронной базе информации по не легковому транспорту. Автобусы, грузовые автомобили, мотоциклы – все эти категории на начало марта 2015 года остаются без единого ценового ориентира. Понятно, что в подавляющем большинстве случаев в ДТП участвуют именно «легковушки». Однако в то же время порой именно с менее распространённым транспортом возникает больше вопросов в части определения размера компенсации. Впрочем, даже по категории «В» усреднённая цена нормо-часа ремонтных работ справочника – не учитывающая их виды – может существенно искажать реальные цифры.

Представители РСА признают несовершенство системы и надеются на обратную связь со стороны экспертов по возможным неточностям, ошибкам и прочим огрехам. Массив данных слишком велик, чтобы гарантировать его безупречность уже на первом этапе эксплуатации. Вполне логично, что сервису предстоят доработки и изменения, которые лишь со временем смогут ликвидировать всевозможные «шероховатости». Так что, увы, при всех положительных сторонах проекта терпения он тоже потребует – как от страхователей, так и от страховщиков.

Но один из недостатков инструмента волею судьбы очень ярко проявился практически сразу после его появления. С 01 декабря 2014 года справочники поступили в распоряжение пользователей, а спустя всего пару недель оказались практически не актуальны. Причина уже может считаться вполне банальной: на фоне взлёта цен автомастерских в связи с резким повышением курса валют «эталонные» стоимости оказались несоразмерно занижены. Да, с учётом обстоятельств РСА обещает к 16 апреля 2015 года завершить обновление данных, приведя их в соответствие с рыночными реалиями. Но к этому моменту пройдёт уже четыре месяца – весьма существенный срок, за который сотни тысяч страховых случаев могут быть урегулированы с занижением компенсаций. И на этот раз – юридически аргументированно.

В этой связи, и без того не совсем предсказуемое отношение судов к данному нововведению может оказаться вполне равнодушным. Видя явное занижение справочных величин, представители Фемиды могут сделать вывод об их изначальной несостоятельности – что рискует стать очередной аксиомой судебной практики. А не хотелось бы. Слишком уж хороша задумка, слишком уж многих проблем она может решить при грамотном подходе. В частности – при более оперативном реагировании надзорных структур на новые вводные данные с учётом макроэкономических и других ключевых изменений.

Спорная Единая методика расчёта ущерба по ОСАГО

Пару лет назад для расчёта величины ущерба по ОСАГО начала использоваться Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства. Документ был утверждён положением Центробанка от 19.09.2014 г. №432-П.

Зачем создавалась и что получилось

Одной из основных целей ввода Единой методики по ОСАГО (ЕМ) было уменьшение количества судебных разбирательств из-за несогласия с суммой компенсации. Ранее страховщики и оценочные компании могли использовать разные принципы расчета ущерба. Соответственно, суммы возмещения, определённые по ним, могли различаться в разы (в бо́льшую или меньшую сторону – в зависимости от «пожеланий» того, кто заказывал оценку). Это провоцировало многочисленные судебные разбирательства.

По задумке Единая методика должна была унифицировать расчёт величины ущерба исходя из среднерыночных стоимостных показателей и, таким образом, обеспечить потерпевших адекватным возмещением вреда.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Однако, если с задачей по сокращению судебных споров Методика справилась (суды стали принимать к рассмотрению в основном расчеты, выполненные по ЕМ), то говорить о полной удовлетворенности клиентов размерами выплат приходится далеко не всегда. Многие считают цены на запчасти и стоимость работ по Единой методике ОСАГО заниженными по сравнению с рынком.

Споры об актуальности ЕМ

Оспорить расчеты по Методике пытаются не только автоюристы. 13.04.2016 года Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Татарстана приняло решение о признании Российского союза автостраховщиков (РСА), курирующего справочники ЕМ, нарушителем закона «О защите конкуренции» (ч.1 ст.10 ФЗ-135). Предпосылкой явилось, в частности, несоблюдение принципов формирования ЕМ в части определения средней стоимости услуг по авторемонту. РСА попытался обжаловать это решение в Арбитражном суде Татарстана, но 20 февраля 2017 года жалоба была отклонена. В решении Арбитражного суда по делу №А65-16238/2016 подробно расписаны основания, по которым союз является монополистом в части формирования справочников цен для ЕМ; но несколько интереснее (и, возможно, полезнее) знать нижеследующее.

И УФАС, и Арбитражный суд исходили из того, что согласно п.7.2.1 Методики, утвержденной Центробанком, для расчета средних цен должны быть проведены исследования в административных центрах областей и республик (всего 85), а также в городах, где проживает от 1 млн человек, в каждом из которых должны быть изучены цены от 8 до 15 магазинов (в том числе в зависимости от региона). В основу же действующего документа, данные для которого готовил РСА, были положены итоги исследований мая-июня 2014 года, при котором изучение цен было лишь по 11 городам:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Архангельск;
  • Нижний Новгород;
  • Воронеж;
  • Самара;
  • Тольятти;
  • Ростов-на-Дону;
  • Екатеринбург;
  • Новосибирск;
  • Красноярск.

Таким образом, исследование цен РСА проводил до определения порядка формирования ЕМ Центробанком в третьем квартале 2014 г. – без учета данных требований. А значит, выплаты потерпевшим, произведенные исходя из текущих норм, могут не соответствовать рыночным реалиям (в частности, могут оказаться ниже положенных).

Чего ждать от Единой методики в дальнейшем?

Скорее всего, РСА попробует обжаловать решение Арбитража Татарстана в вышестоящих инстанциях. Здесь возможны два варианта развития событий.

Первый вариант – РСА удастся через апелляцию отменить решения УФАС и Арбитражного суда Татарстана. Ключевые страховщики – члены РСА – приложат к этому все усилия, чтобы не доплачивать (в том числе) по уже урегулированным делам. В этом случае суды по-прежнему будут принимать во внимание в первую очередь Единую методику. Станет ли РСА после такого прецедента корректировать справочники в соответствии с утвержденными положениями Центробанка, не ясно. Но не исключено, что в итоге справочники ЕМ станут более рыночными.

Второй вариант – апелляция РСА не поможет, решение вступит в силу. Тогда союз так или иначе будет вынужден привести справочники в соответствие с методикой Центробанка. Для страховщиков такое развитие событий чревато множеством судебных разбирательств по несогласию с уже произведёнными выплатами в рамках ЕМ. Для пострадавших выгоды, с одной стороны, очевидны: речь идёт об увеличении сумм возмещений.

Но, с другой стороны, рост уровня выплат может привести к очередному снижению доступности «автогражданки».

Если говорить о рынке в целом – достижение определённости в рассматриваемом вопросе в любом случае важно для «автогражданки» . Каждый вариант имеет свои отрицательные и положительные стороны. Но, пожалуй, с непредсказуемостью в данной области связано больше негативных факторов, чем позитивных.

Настоящая Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Другими словами, с 17 октября 2014 года, размер страховой выплаты по ОСАГО должен определяться только в соответствии с данной методикой, по которой потерпевший в дорожно-транспортном происшествии может рассчитывать на более справедливую и объективную оценку ущерба причинённого его транспортному средству.

Новой Методикой предусмотрены:

  • Установление предельного износа заменяемых запасных частей в размере не более 50%;
  • Применение справочников стоимостей заменяемых деталей и стоимости нормо-часа;
  • Определение наличия перекоса кузова только по результатам измерения геометрии проёмов кузова;
  • Установление объёма ремонта в нормо-часах, для транспортных средств иностранного производства в зависимости от степени и площади повреждений;

В настоящее время подготовлен ии обсуждается профессиональным сообществом, проект «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года №432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства».

Единая методика осаго россия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Единая методика осаго россия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Представленные суммы рассчитываются с использованием специальной методики ущерба Центробанка. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.

Многие споры были связаны с расчетом размера ущерба, который был причинен транспортному средству. На практике применялись различные методики расчета, которые не были обязательными и носили лишь рекомендательный характер.
Оформление автогражданки обязательно для всех владельцев транспортных средств. Именно с ее помощью можно восстановить имущественный ущерб, полученный в ДТП.

Видео: Юридический ликбез — Единая методика расчета ущерба по Осаго

Иными словами, способ исчисления применяют всегда, когда наступает страховой случай и автовладельцу необходимо выплатить компенсацию на основании ранее подписанного договора.
Когда ответственность за участника ДТП несет страховая компания, официально объявленная банкротом, тогда в качестве эксперта приглашается представитель РСА. Задействованный специалист должен быть зарегистрирован в реестре Министерства Юстиции Российской Федерации. Проверить полномочия сотрудника РСА можно на официальном сайте этой организации.

Определение перечня деталей (узлов, агрегатов), подлежащих замене, и установление размера расходов на запасные части проводится с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей (например, поставка только в комплекте, поставка отдельных элементов только в сборе, продажа агрегатов только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом их стоимости, продажа запасных частей только под срочный заказ (поставку)).

Наличие полиса ОСАГО обеспечивает обязательную выплату компенсации автовладельцу при возникновении страхового случая. Представленные суммы рассчитываются с использованием специальной методики ущерба Центробанка.

ЕМРУ используется в следующих случаях:

  • при наступления страхового случая по страховому полису автогражданки и необходимости выезда на место ДТП экспертных работников страховой компании
  • при привлечении независимых экспертных служб для оценки нанесенных повреждений
  • когда работу выполняют частные лицензированные специалисты, которые имеют действующую аттестацию
  • в случае судебного разбирательства, когда экспертизу выполняют государственные эксперты, имеющие соответствующие разрешения

Были разработаны несколько методик, которые применялись как страховыми компаниями, так и экспертами. Но данные методики носили лишь рекомендательный характер.

Этот вопрос долгое время оставался проблемным. Но с декабря 2014 года многое поменялось. Что именно? Чтобы было с чем сравнить, сначала нужно рассмотреть первый порядок расчетов.

Введения обязательного страхования автотранспортной ответственности (ОСАГО) вызвало много различных споров и недопонимание.

Для того, чтобы дать нашим читателям возможность ознакомиться с Единой методикой расчета ущерба по ОСАГО, утвержденной Центральным Банком России, мы публикуем ее на нашем сайте в полном объеме.

В исключительных случаях (например, если по условиям поставки новых деталей (узлов, агрегатов) срок поставки выше предельного установленного срока ремонта (45 дней), отсутствует гарантированная поставка) при наличии рынка бывших в употреблении запасных частей целесообразным является использование при восстановительном ремонте таких деталей (узлов, агрегатов), с письменного согласия потерпевшего и страховщика на использование в расчете стоимости бывших в употреблении комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) при расчете стоимости запасных частей используется их рыночная стоимость. При этом стоимость бывших в употреблении комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) не может превышать стоимости новых комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) с учетом их износа.

Основные параметры, которыми руководствуется эксперт при составлении акта:

  • размеры,качество деформации поврежденных поверхностей
  • какие узлы, агрегаты повреждены и требуют полной замены
  • характеристика повреждения деталей в районе удара
  • возможность применения восстановительных работ

Единая методика Центробанка для расчёта ущерба по ОСАГО в 2019 году

В 2019 году изменений не происходило, поэтому далее будут рассматриваться особенности и последовательность в качестве инструкции для самостоятельного расчета.

До 2014 г. метод расчета компенсационной выплаты у разных страховщиков отличался, что в свою очередь влияло и на итоговую сумму. Это провоцировало огромное количество спорных моментов. В итоге Центральный Банк РФ разработал единую методику расчета ущерба по ОСАГО, чтобы на корню пресечь недовольство водителей и упростить контроль над деятельностью страховых компаний.

По факту проведенного расчета будет выдано решение, с которым обращаются в страховую компанию, если не ее сотрудники проводили расчет. До того, как ЕМРУ была запущена, отчетность о повреждениях и стоимости ущерба могла быть составлена любым автотехником от страховой или иной компании. Сейчас, когда единая методика расчета ущерба введена в оборот, выполнение работы с автомобилем разрешено только для специально подготовленных лиц.

Воспользуйтесь нашим онлайн калькулятором для расчета ОСАГО онлайн — сравните цены в различных страховых компаниях. Сэкономьте от 1 498 до 3 980 руб., так как базовая ставка может отличаться на 20%.

В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем. Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

Количество и перечень деталей (узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства, определяется по результатам его осмотра с учетом норм, правил и процедур ремонта транспортных средств, установленных производителем транспортного средства, сертифицированных ремонтных технологий и экономической целесообразности. Если такие нормы, процедуры и правила производителем транспортного средства не установлены, используются нормы, процедуры и правила, установленные для ближайшего аналога.

Но со времен все “смирились”, хотя на практике возникали различные спорные моменты, о чем свидетельствовало большое количество судебных разбирательств, связанных с ОСАГО.

Определение стоимости новой запасной части, установка которой назначается взамен подлежащего замене комплектующего изделия (детали, узла и агрегата), осуществляется путем применения электронных баз данных стоимостной информации (справочников) в отношении деталей (узлов, агрегатов). В случае отсутствия таких баз данных, определение стоимости проводится методом статистического наблюдения среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах границ товарного рынка, соответствующего месту дорожно-транспортного происшествия. В случае отсутствия в открытых источниках информации о долях хозяйствующих субъектов (продавцов) на товарном рынке при расчете средней стоимости они условно принимаются равными и не учитываются. Всего за одну минуту вы можете рассчитать и сравнить тариф по страхованию грузов, ответственности, имущества, транспорта, жизни и много другого.

Страховщики начали применять на практике новые рекомендации только с 1 декабря 2014 г. Связано это с Российским союзом автостраховщиков, который задействовал базы по ценам запчастей (положение № 432-П) на основные марки авто именно с 01.12.14 г.

Единую методику расчета ущерба используют для определения суммы выплаты, которая основывается на количестве и степени повреждений, полученных при аварии.

судебная практика по единой методике осаго

Хотя положения по ЕМРУ были приняты в сентябре 2014 г., в силу они вступили только с 17.10.14 г., после внесения поправок в основной «Закон об ОСАГО» (ФЗ №40 от 25.04.02 г.).

Использовать методику могут только следующие лица:

  • страховые компании и прочие представители, имеющие право на проведение осмотра поврежденного транспортного средства;
  • специальные организации и эксперты, имеющие в наличии соответствующую лицензию;
  • частные компании, прошедшие необходимую для этого аттестацию и получившие лицензию;
  • судебные специалисты, также прошедшие аттестацию и получившие лицензию.

Имея полную картину ущерба, нанесенного транспортному средству вследствие дорожно-транспортного происшествия, специалист экспертной службы высчитывает размер денежной компенсации для проведения ремонтных работ. Сроки, требуемые для заполнения акта, составляют не менее 3, но не более 10 рабочих дней после проведения экспертного осмотра.
Указанный предел погрешности не может применяться в случае проведения расчета размера расходов с использованием замены деталей на бывшие в употреблении.

Как уже говорилось выше, на практике многие споры возникали из-за отсутствия единой методики расчета размера ущерба, который был причинен транспортному средству.

К акту прилагаются фото, видеоматериалы в качестве дополнительных сведений, подтверждающих проведенный осмотр. Существует возможность повторной экспертизы, требующейся для фиксации скрытых повреждений, обнаруженных при осмотре на СТО. В этом случае, обязательно присутствие представителей участников аварии, сертифицированного специалиста, имеющего лицензию на проведение осмотра.

Благодаря его появлению удалось устранить следующие факторы:

  • большое количество судебных исков страхователей к страховщикам
  • обманные действия представителей страховых компаний
  • отсутствие единой модели расчета убытков
  • нестабильной ситуации касающейся выплаты страховой компенсации по полису ОСАГО
  • заниженного уровня доверия к СК

Этого события ждали долгие 10 лет. Разработан документ Единая методика определения р азмера восстановительных расходов в отношении поврежденного транспортного средства необходимый для всех водителей, страховщиков и экспертов. В случае его утверждения, расчет стоимости автомобильных повреждений после аварии будет производиться по единой методике. Одинаковой и единой для всех.

Настоящая Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Другими словами, с 17 октября 2014 года, размер страховой выплаты по ОСАГО должен определяться только в соответствии с данной методикой, по которой потерпевший в дорожно-транспортном происшествии может рассчитывать на более справедливую и объективную оценку ущерба причинённого его транспортному средству.

Новой Методикой предусмотрены:

  • Установление предельного износа заменяемых запасных частей в размере не более 50%;
  • Применение справочников стоимостей заменяемых деталей и стоимости нормо-часа;
  • Определение наличия перекоса кузова только по результатам измерения геометрии проёмов кузова;
  • Установление объёма ремонта в нормо-часах, для транспортных средств иностранного производства в зависимости от степени и площади повреждений;

В настоящее время подготовлен ии обсуждается профессиональным сообществом, проект «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года №432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства».

Единую методику по ОСАГО могут пересмотреть

Управление ФАС Татарстана потребовало от Российского союза автостраховщиков изменить порядок расчета стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО. Причиной обращения стало неверное (по мнению УФАС) разделение страны на экономические регионы.

Напомню, что сейчас при определении стоимости восстановительного ремонта берется средний ценник на запасные части. Причем средняя цена определяется по экономическому региону. Таких на сегодня тринадцать.

Причем в один экономический могут входить несколько обычных регионов. Например, в Центральный экономический регион помимо Москвы и Подмосковья, входят еще десять областей.

Так вот, УФАС Татарстана посчитало, что такое укрупнение не отвечает реальной экономической картине. Дескать, в одной экономической зоне, но разных субъектах РФ цены на запчасти могут сильно различаться.

Российскому союзу автостраховщиков (РСА) было выдано предписание об устранении такого недостатка.

Вот только не учли в УФАС Татарстана, что методика расчета стоимости восстановительного ремонта определяется Банком России. Причем сама Единая методика полностью этим требованиям и соответствует.

РСА обратился в Арбитражный суд Татарстана с заявлением о признании незаконными актов Татарстанского УФАС. Однако, первую инстанцию РСА проиграл. Дальше союз обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, которая в результате была удовлетворена. УФАС Татарстана и ФАС России обратились с кассационными жалобами в Арбитражный суд Поволжского округа, в удовлетворении которых было отказано 5 сентября 2017 года.

Таким образом, действующая Единая методика по сути признана законной и обоснованной. Несмотря на это, в самом союзе не исключают необходимости изменения подхода в определении стоимости ремонта.

«Возможно, мнение УФАС рационально, однако, когда составлялись справочники, РСА действовал в соответствии с единой методикой, в которой эта позиция не была отражена на тот момент», — пояснил президент РСА Игорь Юргенс.

Для того, чтобы расчет цен на запасные части был актуальным для пострадавших, необходимо изменить подход к определению цен на запчасти.

Например, при формировании справочника средней стоимости запасных частей брать за основу данные интернет-магазинов. Ведь сейчас, по сути, рынок запасных частей сместился именно в этот сегмент.

Останется ли существующее сегодня деление на экономические регионы, или будет просто пересмотрен подход к разделению на разные зоны, мы узнаем в ближайшее время.

ЦБ готовит обновление Единой Методики ОСАГО

Вчера, а именно 05.06.19 Центробанк, (регулятор ОСАГО) сообщил о скором изменении положения «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (ЕМ), основного документа, на основании которого рассчитывается ущерб для целей ОСАГО. Уже опубликован текст проекта методики.

На официальном аккаунте в Facebook ведомства сказано следующее:

Методика определения размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства по договору ОСАГО будет скорректирована. В частности, ценовые справочники будут формироваться и утверждаться по-новому.

Проектом новой редакции методики (уже опубликован на нашем сайте) предполагается, что справочники будут формироваться отдельно для каждого региона и актуализироваться раз в три месяца. Перед каждой публикацией новой версии справочников профессиональное объединение страховщиков должно будет разместить ее на сайте и собрать замечания экспертов.

В проекте также конкретизированы источники получения информации о стоимости запасных частей, скорректирован и более четко прописан порядок определения финальной цены, которая должна попасть в справочник. Кроме того, в отдельных случаях эксперту-технику предоставляется возможность самостоятельно провести изучение формирования стоимости запчасти.

Другое важное нововведение – установление порядка определения размера утраты товарной стоимости транспортного средства в результате повреждения и последующего ремонта.

Мы рассчитываем, что эти изменения помогут повысить прозрачность формирования стоимостных справочников и исключить неоднозначные формулировки, которые ранее вызывали большое количество разногласий.

На данный момент документ не утвержден и до 18.06.19 регулятор предлагает присоединиться к обсуждению новой редакции ЕМ

Что готовит новая методика

Обновлений в новой версии ЕМ немало, в наших следующих статьях мы будем более детально рассматривать изменения проекта, а также изменения утвержденной версии. В данном материале мы обсудим то, что бросилось в глаза при первичном изучении проекта:

Актуализация справочника РСА раз в 3 месяца

7.4. Профессиональное объединение страховщиков осуществляет актуализацию Справочников один раз в три месяца. При осуществлении
актуализации Справочников профессиональное объединение страховщиков использует, в том числе результаты исследований, поступившие в соответствии с пунктом 7.7. настоящей Методики.

Речь идет о справочниках стоимости запчастей и работ, которые формирует Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Напомним, что раньше справочники актуализировались раз в 6 месяцев. Кроме сокращения времени актуализации появляется возможность независимых экспертов проверить стоимость запчастей и внести свои замечания.

Однако, с учетом количества наименований не стоит надеяться, что такая возможность будет иметь серьезное влияние на сами справочники. Как известно, справочники содержат сотни тысяч наименований и вряд ли кто-то сможет и захочет обработать такой объем данных на альтруистских началах.

Манипуляция с одноразовыми деталями

п.3.7.3 – Крепежные элементы, детали одноразового использования, применение которых необходимо при выполнении ремонта транспортного средства в расчет не включаются. Их совокупная стоимость применяется в размере 2% от общей стоимости заменяемых деталей рассчитанной с учетом износа.

Что это значит? Во-первых, возвращается понятие износа, которое фактически отменялось после введения натурального возмещения, самое забавное, что возвращается оно для одноразовых деталей. Во-вторых, те самые 2% вряд ли перекроют стоимость названных деталей во многих случаях, т.к. зачастую названные элементы обладают значительной стоимостью. А как быть с крепежом и одноразовыми деталями при ремонте (без замены)? – Прослеживается очередная попытка манипуляции и занижения ущерба.

Предлагается законно недоплачивать треть ущерба

7.7. В случае возникновения сомнения в актуальности содержащейся в Справочнике информации эксперт–техник (экспертная организация) вправе самостоятельно провести исследование в отношении конкретной запасной части (детали, узла, агрегата). При этом эксперт-техник (экспертная организация) вправе использовать полученные самостоятельно данные только при совпадении одновременно следующих условий:

исследование проведено в соответствии с настоящей Методикой;

полученная средняя стоимость запасной части (детали, узла, агрегата) отличается от содержащегося в Справочнике значения более чем на 33 %;

Пожалуй, это самый эпичный пункт. Напомним, что в старой версии ЕМ говорилось о том, что стоимость не должна отличаться более чем на 10% и этот пункт безуспешно оспаривался в судах.

Теперь регулятор решил не мелочиться и позволить РСА «отрубить» сразу треть от стоимости запчастей. Любопытно, как это планируется обосновать, если общепринятая статистическая погрешность составляет те самые 10%.