Симптомы аутизма
Детский аутизм или типичное аутистическое расстройство — синдром Каннера — характеризуется следующими обязательными признаками — недостатком социального взаимодействия, проблемами построения результативного взаимоконтакта с окружением, стереотипностью интересов и поведения. Эти признаки могут проявиться в двух-трехлетнем возрасте, а иные симптомы можно обнаружить уже в младенчестве.
Самый яркий признак, который отличает аутизм от других сбоев в развитии, — это нарушение взаимодействий социального характера. Дети с аутизмом не имеют полноценного общения с людьми, не воспринимают их состояние, невербальные сигналы, не чувствуют подтекст социальных контактов. У этих детей почти нет реакции на взрослых, они не смотрят в глаза, охотнее останавливают взгляд на неодушевленном предмете; не улыбаются, почти не реагируют на собственное имя, при попытке взять их на руки совершенно не радуются этому. С такими детками обязательно нужно обращаться в детский психологический центр, сотрудники которого всегда окажут помощь в сложной ситуации.
С возрастом больные аутизмом дети не повторяют поведение окружающих их людей, равнодушны к любым эмоциям и к участию в играх, включающих взаимодействие; они не интересуются новыми людьми. Такие малыши очень сильно привязаны к близким, не проявляя при этом никак своего отношения, то есть они не радуются и не бегут навстречу, не показывают свои игрушки, не делятся впечатлениями из своей жизни. Такая обособленность связана с затруднением в построении нормальных взаимоотношений с окружающими, но никак не является стремлением к одиночеству.
Эти малыши мало и редко лепечут, гораздо позже пользуются отдельными словами и речевыми фразами; часто путают местоимения, говоря о себе «ты» или «она», «он». Со временем у высокофункциональных аутистов имеется достаточный запас слов, они не уступают здоровым детям в тестах на знание и правописание слов, но затрудняются при использовании образов, при составлении выводов о прочтенном или написанном. Дети с низкофункциональным аутизмом имеют довольно обедненную речь.
Детям — аутистам присуща необычность жестикуляции и затрудненность её использования при контакте с людьми. В младенческом возрасте, показывая что-то, они чаще смотрят на свою руку, а не на предмет. Взрослея, они редко произносят слова вместе с жестикуляцией; к примеру, не говорят «дай», протягивая руку. Позднее они с трудом играют в сложные игры, не сочетают органично речь и жесты, трудно переходят к более сложной форме коммуникации от простой. Внести коррективы в подобном случае сможет психолог для ребенка аутиста, он поможет с адаптацией речи и жестов при общении.
Ограниченное или повторяющееся поведение — это еще один яркий признак аутизма. Больному очень важно, чтобы всё и всегда было так, а не иначе: предметы располагались в нужном порядке, действия соблюдали определенную последовательность. Причем, если что-то пошло не так, то аутист не исправляет нарушения, а доступным способом сигнализирует о произошедшем нарушении.
Внимание такого ребенка фокусируется на повторе сценария, на деталях. Он выбирает для игры неигровые предметы, а не игрушки; его игры не имеют сюжета, он может просто раскладывать предметы в определенной последовательности, перемещать их с места на место, возвращая обратно. У ребенка может быть привязанность к какой-то определенной телепередаче, причем с сильным переживанием, если вдруг она отсутствует.
К повторам поведения относится и аутоагрессия — укусы, удары, повреждения, наносимые самому себе. Примерно треть аутистов, по статистике, в течение жизни проявляет агрессию не только к себе, но и к окружающим. Агрессия часто бывает с приступами гнева из-за нарушения привычного ритуала или из-за невозможности высказать доходчиво свое желание. Здесь просто необходима нейропсихологическая коррекция для ребенка любого возраста, оказываемая специалистом-профессионалом.
Уровень интеллекта при высокофункциональном аутизме может быть немного выше или просто средним, а при низкофункциональном — наблюдается сниженный интеллект или даже умственная отсталость. Все виды аутизма характеризуются недостаточной генерализованностью обучаемости.
Не обязательным, но довольно частым симптомом аутизма является наличие припадков (от 5% до 25% у детей в пубертатном периоде), синдрома гиперактивности и недостатка внимания, различных парадоксальных реакций на прикосновения, звуки, изменение освещения. Нередка и потребность в повторе движений, может быть также отказ от приема пищи вообще или от приема конкретного продукта, нарушение сна с трудностями засыпания, ночными или ранними пробуждениями.