Проблема заикания
Заикание – это нарушение речи, при котором страдают плавность, ритм, темп и коммуникативная стороны речи.
Конечно, в первую очередь, родители идут к логопеду, и другим специалистам для помощи решения данного речевого дефекта. Самостоятельно, дома, «вылечить» заикание не получится. Ведь причина заикания кроется не только в нарушении плавности речи или других речевых проявлениях дефекта, но и, зачастую, в неврологических нарушениях. Чтобы врач мог правильно диагностировать заикание, ему необходимо пройти обучение логопеда. Также врачам-логопедам крайне рекомендуется регулярно посещать вебинары для дефектологов, чтобы развивать свою квалификацию
Психологи выделили несколько родительских подходов к восприятию данного недуга:
1. Адекватный подход;
2. Дефект воспринимается как наказание для семьи (как заслуженное, так и незаслуженное);
3. Дефект – это опасная болезнь, которую можно вылечить только с помощью медикаментов и врачей, не прибегая к помощи логопедов и психологов;
4. Дефект – это препятствие, которое необходимо преодолеть;
5. Нарушение воспринимается как ущербность для семьи, ребенок – «черное пятно» на идеальной семье;
6. Часто нарушение воспринимается как проявление характера или просто протест со стороны ребенка;
7. Самое печальное – вообще не воспринимается как дефект (само когда – нибудь пройдет).
Существуют правила, особенности построения коммуникативного и поведенческого общения родителей с детьми, имеющими заикание. Логопеды предлагают для положительного эффекта:
1. Сократить или вовсе исключить именно речевое общение ребенка. При этом нельзя нарушать устоявшегося режима детей. Часто на определенных этапах предлагают режим молчания или тишины.
2. Сами родители должны следить за чёткостью и скоростью своей речи. Говорить необходимо медленно, тихо и спокойно.
3. Ни в коем случае нельзя показывать ребенку свою обеспокоенность по данной проблеме. И уж тем более, нельзя называть его заикой. Как в открытую – в общении с ним, так и косвенно – при общении с другими людьми.
4. Снимать возбуждение, тонус мышц, стресс средствами, предложенными специалистами.
5. Ограничить частично или полностью исключить просмотр тв, чтение страшных сказок и других раздражителей;
6. При общении с ребенком нельзя его прерывать, если он «запнулся» или же заставлять заново повторять фразу без ошибок. Это фиксирует внимание ребенка на дефекте.
7. Не давать поводов для стрессовой ситуации и всеми способами сохранять его покой.
Не секрет для родителей, что дети эмоционально более чувствительны. Так же они полностью подражают нашим привычкам, стереотипам поведения. Поэтому, чтобы помочь своему ребенку в решении любой проблемы, в реабилитации необходимо начинать с себя. И только тогда будет заметен положительный эффект от помощи педагогов, психологов и врачей в лечении заикания. Если хотите больше узнать о заикании и его лечении, то посещайте вебинары по нейропсихологии и логопедике.